Технологии должны оставлять нам больше свободного времени, но мы более нетерпеливы, чем когда-либо. Есть ли решение? Почему в нашем мире мы ничего не успеваем, несмотря на технологический прорыв? В чем причина этой проблемы?
Что значит такое нетерпение?
Нетерпение современного человека можно проследить на примере звуковых сигналов в автомобильных пробках. Вам даже не нужно проводить долгое время в переполненном машинами городе, где гудение автомобильных сигналов выходит из-под контроля (скажем, в Нью-Йорке или Дели), прежде чем вы заметите закономерность: с практической точки зрения, почти каждый гудок бессмысленен.
Каждый водитель застрял в одном и том же движении, с одинаковым желанием добиться прогресса и такой же неспособностью сделать это. Конечно, ни один человек не верит, что его сигнал будет иметь решающее значение и заставит поток машин двигаться; сигнал просто дает водителям кратковременное облегчение от раздражения, что транспорт не движется быстрее. Это современная эпидемия нетерпения в чистом виде. Вы хотите, чтобы реальность приобрела другой вид, но она упорно настаивает на своем, ином пути, поэтому вы можете только устраивать громкий шум, чтобы выпустить свой гнев. Тем самым вы вызываете раздражение у окружающих, которые слышат подаваемый вами сигнал. Но так, по крайней мере, вы не будете чувствовать себя одиноким.
«Быстрее всего», или Не ждать ни минуты
В этом году отмечается 20-летие публикации автора книги Джеймса Глейка «Быстрее всего: все», которая впервые познакомила нас с истиной, которая стала более очевидной за последние десятилетия: чем быстрее жизнь движется, тем больше нетерпение накапливается у людей. Звучит рационально, это не должно происходить так.
Поскольку мы живем в мире посудомоечных машин и реактивных двигателей, наше свободное время должно быть более длительным. У каждого человека освобождается несколько часов, которые можно потратить для более значимых дел. Но, конечно, это оказывается не так. Вместо этого мы становимся более взволнованными даже с минимальной задержкой. Поскольку скорость, с которой, как мы чувствуем, наши желания должны быть удовлетворены, уменьшается, каждое ожидание становится невыносимым.
В прошлом, если бы вы знали, что путь будет длиться очень долго (потому что вы были бы средневековым погонщиком скота или пассажиром на трансатлантическом пароходе 19-го века), возможно, вы бы не возражали против этого. А потому, что машины могут двигаться очень быстро, нас раздражает, когда они этого не делают.
От книги до современных реалий
Перечитывание работы Глейка сегодня вызывает тревогу, потому что он писал ее до того, как смартфоны и широкополосный доступ в сеть стали повсеместными, и с тех пор тенденции, которые он идентифицировал, достигли предельной скорости. В Интернете легко чувствовать себя независимым от ограничений реальности - как будто вы можете быть кем угодно, знать все и посещать любое место на планете, и все это мгновенно. Таким образом, каждый раз, когда вы понимаете, что это иллюзия, вам становится хуже. Проблема не ограничивается нетерпением.
Гнев, который часто вызывается в социальных сетях к несогласным мнениям, выдает такое же негодование: как кто-либо осмеливается бросить вызов моей власти и пытается установить свой закон? Мы живем так, как будто мы находимся на грани становления богами, но никогда не достигаем этого. Неудивительно, что мы плохо воспринимаем это, когда напоминаем себе, что никогда не будем всемогущими.
«Медленное» движение, которое не является таковым
Все это помогает объяснить истинную привлекательность того, что представляет собой так называемое «медленное движение». Например, прямая видеотрансляция или запись в реальном времени продолжительного события. Это может быть весь процесс поездки автобуса 830 Dalesman, проезжающего через Северный Йоркшир, или семичасовая поездка на поезде из Бергена в Осло. Почему мы называем их «медленными»? Автобус не замирает в пути, и норвежские поезда движутся быстро. При просмотре этих видео мы можем осознать что-то более глубокое, чем заметить медлительность. Это возможность позволить вещам занять время, которое они занимают в реальности.
Каким может быть решение проблемы?
Вывод может быть следующим. Не утверждение «чем медленнее, тем лучше», а понимание, что реальность имеет свою собственную скорость - иногда маленькую, иногда быструю - и непризнание этого факта - это глупый и саморазрушительный способ израсходовать свою жизнь.
В 1999 году Джеймс Глейк исследует почти универсальную болезнь под названием «спешка», а также то, как наше все более эффективное общество делает нас склонными к большему нетерпению и раздражительности. Спустя двадцать лет технический прогресс прорвался вперед. То, что в 1999 году казалось быстрым и перспективным, сегодня кажется медленным и раздражительным.
Неужели свобода, которую дают нам технологии, оказывается губительной? На самом деле, все зависит от нас. Просто примите время таким, как оно есть. Не старайтесь обогнать невозможное.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?