Лилия Толмачева - актриса Советского Союза и России, внесшая неоценимый вклад в развитие этого вида искусства, за что неоднократно удостаивалась почетных наград и медалей высшего достоинства за ударный труд. За пятидесятилетний стаж деятельности она была приобщена к плеяде по-настоящему легендарных личностей мира театра и кино. До самых последних дней своей жизни актриса выходила на сцену - к своему горячо любимому зрителю, купалась в овациях и признании. Женщина неоднократно признавалась в интервью - она прожила достойную судьбу, о совершенных поступках никогда не жалела и благодарна всевышнему за возможность стать тем, кем стала. О личной жизни Лилии Толмачевой и ее творческом пути читайте в статье.
Детские и юношеские годы
Лилия Михайловна Толмачева появилась на свет в начале июня 1932 года в одном из сел Волгоградской области (в советское время - Сталинградской). И отец, и мать ее работали в школе преподавателями. Интересный факт - Олег Табаков был одним из выпускников, обучавшихся у мамы Лилии Михайловны.
В 1937 году, когда начались сталинские репрессии, арестовали отца Толмачевой, он вынужден был распрощаться с семьей, а девочку отправить в Саратовский детский дом. В пятилетнем возрасте Лилия оказалась совсем одна.
В первый год начала войны в интернат, где воспитывалась будущая актриса, приехали научные деятели Саратовского педагогического института, а после их посещения в "Коммунисте" вышла заметка о маленьких жителях детдома "Красный городок". Авторы публикации П. Евсеенко и М. Мостовская писали о том, что ребята, которые остались без попечения родителей, абсолютно одаренные - кто-то занимается музыкой и танцами, кто-то рисует, а кто-то даже сочиняет и ставит собственные пьесы на сцене. Имя Лилии тоже упоминалось в статье.
Первые шаги в актерстве
Творческая биография Лилии Толмачевой началась уже в школьные годы. Первым педагогом по актерскому и сценическому мастерству стала учительница русского языка и литературы, которая прививала любовь к слову, а также постоянно привлекала девочку к участию в школьных постановках. Она-то и посоветовала своей подопечной обязательно поступать в театральный и пробовать свои силы в актерстве, верила - потенциал сможет проявиться во всей красе.
Самую первую роль на школьной сцене Лилия сыграла в "Бесприданнице" (Александр Николаевич Островский), представ в образе главной героини Ларисы Огудаловой. С тех пор со сценической деятельностью трудно было расстаться. Девочка стала мечтать о большой творческой карьере.
Учеба в институте
Закончив саратовскую школу, Лилия отправилась покорять Москву - прошла вступительные испытания в Школу-студию МХАТ успешно. Обучалась у наставников - Станицына и Блинникова. В 1950 году защитила дипломную работу и почти сразу же вернулась в родные "пенаты". Нужно было приобщать провинциального зрителя к высокому искусству. К тому моменту матери девушки понадобилась помощь - женщина тяжело заболела, необходим был уход.
В родном саратовском Театре юного зрителя и началось творчество Лилии Толмачевой теперь уже в качестве дипломированной актрисы.
Начало сценической деятельности
Зрителю запомнились первые яркие работы в театре Лилии Михайловны - Джульетта из спектакля "Ромео и Джульетта" по Шекспиру и Вера Павловна из "Что делать?" Чернышевского. Позже уже были Лика из "Двух друзей" Николая Носова, Ирина из "Трех сестер" Антона Павловича Чехова. В 1954 году Лилия ушла из Саратовского ТЮЗа, завершающей работой стала игра в спектакле "Не называя фамилий" по В. Б. Минко.
По возвращении в Москву актриса устроилась на службу в Театр имени Моссовета - его тогдашний руководитель Юрий Завадский подыскивал исполнительницу роли Нины в пьесе "Маскарад" по Лермонтову. Как нельзя кстати он вспомнил о давней знакомой и пригласил принять участие в проекте. С успехом девушка прошла отбор, а впоследствии и задержалась на некоторое время на подмостках Моссовета.
Первые серьезные спектакли
Первую роль в театре приняли на ура, следующей была горничная в спектакле "Кража" по Джеку Лондону, которую также поставил на сцене Юрий Завадский. Далее последовали роли: Лена из "Тихого переулка" по А. Мовзону, Ларуссон из "Карин Лефевр". Эта постановка стала последней в Моссовете для Лилии Толмачевой.
В 1956 году актриса перешла в "Современник" - уж слишком настойчиво звали ее туда давние товарищи.
Переход в "Современник"
С приходом нового руководства Школа-студия МХАТ раскололась на две части, одной из которых стал театр "Современник", большое количество молодых артистов начало свою карьеру именно в его стенах. К ним же присоединилась и Лилия Михайловна. В числе именитых актеров театра были Галина Волчек, Олег Табаков, Евгений Евстигнеев, Игорь Кваша, Олег Ефремов и другие. Благодаря поддержке и коллективному единству Толмачева осталась трудиться в стенах "Современника" на долгие годы.
Первой и важной работой на сцене известного театра стала роль в спектакле "Вечно живые" по сценарию В. Розанова - Ирина Бороздина. Именно с нее и начался "роман" длиною в жизнь Толмачевой с "Современником". Вплоть до 2013 года Лилия продолжала играть полюбившуюся зрителю героиню. Неоднократно актрисой предпринимались попытки оставить сцену, уволиться, однако снова и снова что-то тянуло назад. Одним из тех, кто не давал женщине уйти со сцены, погрузиться в проблемах семьи, был ее бывший супруг - Олег Ефремов, с которым актрису связывали дружеские отношения.
Участие в постановках "Современника"
С "Современником" сотрудничали такие мэтры-сценаристы, как Розанов, Рощин, Володин. Многочисленные пьесы, написанные ими в том числе, были поставлены на сцене театра. К таким относятся "Традиционный сбор", где Толмачева предстала в образе Агнии Шабиной, "Старшая сестра", где актриса сыграла Надю, и многие другие.
Роль Ирины Бороздиной из "Вечно живых" стала визитной карточкой Лилии Михайловны. По признанию актрисы, с ней пришлось сжиться на долгие сорок лет. Вплоть до своего ухода из жизни Толмачева преображалась в Ирину, и равных ей в этом не было.
Режиссура
Кроме актерства Толмачева пробовала силы в режиссерской деятельности и, по мнению критиков, у нее неплохо получалось. Больше чем три спектакля поставить не удалось по причине занятости в актерстве, однако и этот опыт был весьма полезен. Галина Волчек назначила коллегу режиссером спектаклей по пьесам А. Соколовой и Л. Пиранделло. Так, в 1977 и 1978 годах Лилия Михайловна на время переквалифицировалась.
Соколова написала "Фантазии Фарятьева", а Пиранделло - "Генриха Четвертого". А в 1980 году бывший супруг Лилии Олег Ефремов воодушевился идеей сделать из актрисы настоящего маститого режиссера и предложил принять участие в постановке драмы "Все кончено" по Э. Олби. Отличительной чертой Лилии в качестве режиссера была вера в актерское мастерство коллег, которые признавались, что психологически Толмачева мастерски располагала к себе - умела видеть человека насквозь, понять, о чем он думает, что ощущает, разглядеть настоящий талант в каждом, своеобразную изюминку. Концептуальная сторона оставалась на втором плане, на первый выходил характер, особенность героя, подача материала.
Киноработы
Лилия Михайловна не раз признавалась, что кино и она - вещи практически несовместимые, гораздо важнее ей было отдавать всю себя сцене, зрителю, видеть восторженную реакцию, радоваться и сопереживать вместе, в едином порыве. Именно поэтому перечислить немногочисленные работы в кино можно по пальцам одной руки.
Наиболее заметными стали роли Лилии Толмачевой в фильмах "Обыкновенная история", "Крутой маршрут", которые были поставлены по пьесам Гончарова и Гинзбурга соответственно.
Дебютной картиной для артистки стала "Жизнь прошла мимо", которая была снята в 1958 году. Чуть позже вместе с Олегом Табаковым актриса снялась в "Шумном дне". Картина слыла одной из самых популярных среди зрителей советского кино в течение более чем пятидесяти лет.
Первый брак
На третьем курсе института актриса познакомилась со студентом Олегом Ефремовым, влюбилась, вышла замуж. Однако семейная жизнь у супругов не сложилась. Уже спустя год молодые развелись. В 1952 году Лилия Толмачева оформила расторжение брака. Однако дружеские отношения с бывшим мужем сохранить удалось - длительное время актеры работали на одной сцене. До последних лет жизни Олега Николаевича Лилия Михайловна была ему поддержкой.
В интервью актриса признавалась, почему не сложилась семейная жизнь с первым супругом - слишком разными были взгляды на жизнь, на ведение быта. Мировоззрения не совпадали, в разные стороны смотрели влюбленные, потому частыми были скандалы и выяснения отношений. В очередной конфликтной ситуации женщине пришлось уехать от мужа к маме в Саратов, тем более та уже неважно себя чувствовала - требовался уход. В результате супруги пришли к консенсусу - развелись без взаимных претензий, почти мирно и не упрекая друг друга в развале семьи.
Второе бракосочетание
Несмотря на первый горький опыт супружества, актриса Лилия Толмачева не разочаровалась в мужчинах и семейных отношениях. Она решилась выйти замуж во второй раз. Ее избранником стал Виктор Фогельсон. Мужчина из интеллигентной семьи, сам работал в редакции известного на всю страну "Советского писателя". Именно он пропускал к печати многочисленные труды талантливых людей современности. К нему мечтали попасть многие поэты-шестидесятники.
Лилия Михайловна признавалась - ее второй супруг был добрейшей души человек с фантастическим чувством юмора, жизнелюбием. Он до мозга костей был интеллигентом, знал многие стихи известных авторов наизусть, тонко чувствовал поэзию, с легкостью отбраковывал наспех и небрежно написанный материал. Виктор Фогельсон помимо поэзии увлекался музыкой, любил классику. Интересный, теперь уже вошедший в историю факт - известные поэты советского времени, такие как Булат Окуджава, Варлам Шаламов и другие, посвящали ему свои произведения, искренне считали Фогельсона своим другом, писали восторженные письма со словами благодарности.
Благодаря Виктору в жизни Лилии Михайловны появились творческие люди, со многими из которых она дружила сама. Часто в гостях у супругов были именитые таланты, которые впоследствии признавались - уютно в доме Фогельсона и Толмачевой было всегда и всем.
Виктор и Лилия прожили в браке длительное время, несмотря на это завести детей им так и не удалось.
Причина смерти Лилии Толмачевой
Длительное время актриса болела - у нее было повышенное артериальное давление, в 2008 году начались необратимые процессы, которые привели к тяжелому последствию - кровоизлиянию в мозг. В 2013 году актрисы не стало. До самых последних дней Лилия Михайловна старалась выходить на сцену, к своему любимому зрителю, театр стал единственной отдушиной одинокой женщины.
Похоронная процессия состоялась в августе 2013 года, женщина скончалась на 82 году жизни. Могила Лилии Толмачевой находится на Ваганьковском кладбище, рядом похоронен ее второй супруг - Виктор Фогельсон. Многочисленные поклонники таланта известных людей до сих пор приносят цветы и чтят память усопших.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?