Томас Кромвель - известный реформатор и видный государственный деятель прошлого. Выходец из низшего сословия, он так и не был принят аристократическим классом. Его жизнь была олицетворением бессмысленной верности неблагодарному монарху, логичным завершением которой был эшафот.
Происхождение
Будущий канцлер появился на свет в 1485 году. Отец Томаса Кромвеля Уолтер Кромвель был владельцем небольшой таверны в городке под названием Путни-хилл, ставшем впоследствии частью столицы Великобритании. В те годы ходила дурная слава об этих местах. Считалось, что только отчаянные сорвиголовы могут отправиться в Путни ночью.
Семья у Томаса была небольшой: родители, две сестры. Старшая из сестер, Кэтрин, родила сына, ставшего прадедом организатора английской революции 1643 года - Оливера Кромвеля.
Томас Кромвель и его отец отличались невоздержанным нравом и буйным характером. Папаша нередко обвинялся в мошенничестве, а сам Томас впоследствии признавался, что был головорезом.
Ранние и средние годы жизни политика выдавали в нем авантюриста. Отрывочные сведения, дошедшие до наших дней, рассказывают, что в молодости он был наемником в армии французского короля Людовика XII. Затем, сбежав из армии, он поселился в Италии, став служащим в финансово-кредитной организации "Фрискабальди".
Здесь он занимался тем, что курировал денежные потоки Ватикана. В связи с этим он совершил несколько поездок в Рим.
Кромвель обретает влияние
Частые поездки по Европе и знакомство с влиятельными людьми сделали из Томаса Кромвеля известного коммерсанта. В 1515 году он возвращается в Англию, выбрав Лондон местом своей будущей деятельности. Тогда же он женится на Элизабет Уайкис.
С 1520 года его сфера интересов расширилась, и он начал помимо торговли заниматься юриспруденцией. При помощи своего блестящего ума он быстро становится одним из самых известных адвокатов Лондона.
С 1523 года начинается политическая карьера Кромвеля. Он становится депутатом Палаты Общин, а с 1924 года находится на службе у кардинала Томаса Уолси. По распоряжению лорд-канцлера Кромвель уничтожает более 30 небольших монастырей с целью собрать средства для постройки одного из крупных аристократических колледжей в Оксфорде.
В 1529 году Томас Кромвель становится депутатом от Тонтона (город на юго-западе Великобритании) в королевском парламенте. А с 1530 года его принимают в тайный совет.
Государственные реформы
Находясь в тайном королевском совете и пребывая впоследствии на посту канцлера, Кромвель является главным идеологом церковных и государственных реформ. Благодаря его стараниям Ирландия была присоединена к Англии. За счет увеличения налогообложения торговли он увеличил доходы, поступающие в казну государства.
Основная церковная реформа заключалась в том, что церковь была лишена независимости от государства. Ранее католическая церковь полностью зависела от Ватикана и монархи, на чьей территории находились церкви, решали вопросы через папу римского. Теперь же благодаря Кромвелю Генрих VIII мог спокойно отнимать монастырские земли, тем самым пополняя казну.
Народная ненависть
Несмотря на выдающиеся достижения по укреплению государства, Томас Кромвель не пользовался любовью ни со стороны простого населения, ни со стороны знати. Все социальные прослойки имели повод, чтобы его ненавидеть.
Католики не могли простить ему того, что он был инициатором разрыва отношений с Ватиканом и основателем англиканской церкви. Благодаря ему произошла смена церковных догматов.
Крестьяне и ремесленники ненавидели его за то, что он обложил всех непомерными налогами. Также он жестоко пресекал народные недовольства, расправляясь с бунтами.
Жители Уэльса, Ирландии и Шотландии также были не прочь свести счеты, поскольку после присоединения на них обрушились те же тяготы, что и на жителей Англии.
Аристократия также не любила Кромвеля. Здесь больше проявлялась зависть. Ведь он был выходцем из низов и, по мнению знати, не должен был занимать положение канцлера.
Не было ни одной значимой прослойки, на поддержку которой мог бы рассчитывать Кромвель.
Тайная зависть короля
Томас Кромвель не знал поражений. Пользуясь поддержкой короля, он мог воплотить любой проект. Под каждое королевское желание, не соответствующее закону, он мог подвести идеологическое обоснование. Это вызывало в Генрихе VIII и уважение, и зависть одновременно. Он самонадеянно полагал, что его умственные способности ставят его на одну ступень с выдающимися монархами, такими как Франциск I и Карл V. Кроме того, канцлер служил напоминанием о его позоре - казни второй жены Анны Болейн.
Еще одна причина, по которой Генрих подумывал “убрать” министра, были недоказанные отношения Томаса Кромвеля и Марии Тюдор - королевской дочери.
Мария, как и прочие, испытывала к Томасу неоднозначные чувства. С одной стороны у нее была неприязнь к нему за то, что он сбил ее отца истинного пути. Как католичка она не могла ему простить основания англиканской церкви. С другой стороны, Томас обладал такими привлекательными качествами, как незаурядный ум, решительность, находчивость, что делало его очень привлекательным как мужчину. Именно это сочетание льда и пламени разожгло тайную страсть в сердце принцессы. Сам же Кромвель, несмотря на откровенные намеки со стороны Марии, не спешил совать голову львиную пасть, зная буйный нрав ее отца, отправившего на эшафот немало народа.
Таким образом, жизнь канцлера висела на волоске.
Неудачный брак Генриха
Третья супруга Генриха VIII умерла во время родов, оставив после себя наследника престола. После ее смерти король начал рассматривать новые кандидатуры. На роль будущей супруги было несколько кандидаток, в выборе которых Кромвель сыграл не последнюю скрипку.
Жену Генрих выбирал по портрету, который по заказу канцлера перерисовали с другого портрета, изображавшего сестру немецкого герцога Анну Клевскую.
Хитроумный ход Кромвеля заключался в том, что, заставив таким образом короля жениться на Анне, тем самым можно укрепить отношения с немецкими протестантами. Такой союз помог бы остановить вторжение со стороны Франции и Испании.
В 1539 году Анна Клевская отправилась на встречу со своим будущим мужем в Лондон.
Однако, едва взглянув на будущую жену, Генрих тот же час выразил свое недовольство: портрет имел весьма отдаленное сходство с оригиналом.
Разочарование было настолько сильным, что при встрече он удалился, позабыв передать приготовленный для нее подарок.
Поскольку ответственность за промах легла на Кромвеля, ему же пришлось исправлять ошибку. И сделать это нужно было как можно скорее, потому что угроза войны уже миновала, а главный противник - герцог Норфолк - начал вести подрыв авторитета канцлера в глазах короля.
Тайный приказ короля
Через некоторое время после бракосочетания монарх объявил, что он тяготится обществом своей жены. Однако оставить он ее тоже не мог, поскольку законного основания для этого поступка не было.
Кромвель тем временем, чтобы снова заслужить милость монарха, начал пополнять казну за счет конфискации церковного имущества. Генрих даже пожаловал ему титул графа Эссекса.
Тем временем враги Кромвеля продолжали писать доносы, в которых обличали его в государственной измене.
Герцог Норфолк, приверженец католицизма, после смерти королевы искал способы обвенчать свою племянницу Екатерину Говард с Генрихом VIII, но препятствие в лице Анны Клевской не давало ему это сделать.
В краткой биографии Томаса Кромвеля говорится, что 7 июля 1540 года к нему обратился его бывший друг Райотсли. Он намекнул, что короля жена не устраивает и его нужно от нее освободить. На следующий день просьба повторилась снова. После недолгих размышлений канцлер понял, что это прямой приказ монарха. Тот хочет, чтобы Кромвель нашел обоснование для развода.
Зловещий знак
Канцлер, при имени которого вчера трепетала целая империя, сегодня нес на себе ореол королевской немилости.
Все его окружение отвернулось, дабы не быть уличенным в порочащей связи. 10 июня члены совета возвращались с тайного совещания. Внезапный порыв ветра сбросил шапку с головы Кромвеля. Королевский этикет требовал, чтобы члены совета также сняли головные уборы, однако никто этого не сделал. Тогда Кромвель понял все: “ Ураган сорвал мою шапку, но пощадил ваши”.
Бывший обвинитель становится заключенным
В тот день канцлер, принимая посетителей, припозднился и не успел вовремя прийти в зал заседаний. Когда же он вошел, то увидел, что собрание уже началось.
В ответ на замечание о том, что министры поспешили начать без него, герцог Норфолк арестовал канцлера, обвинив его в государственной измене.
Министры повскакивали со своих мест, крича: “Изменник! Тебя будут судить по твоим же законам. Каждое твое слово - преступление против государства!”
Срывая ордена с Кромвеля, Норфолк и стража волокли его в Тауэрскую башню. Ту самую, куда еще недавно он отправлял противников его реформ. На имущество также наложили арест.
Письма королю и сообщение о казни
Картина мрачного будущего предстала перед бывшим канцлером. Заточение в крепость говорило о самых серьезных намерениях короля. Вопрос уже не стоял о сохранении политической карьеры. На кону была жизнь. Атмосфера Тауэра, пропитанная страданиями узников, угнетала Кромвеля. Последние его дни легли в основу романа “Дневник одной агонии”.
Томас Кромвель в попытках сохранить жизнь писал королю письма, полные отчаяния. В них он уверял, что Генрих VIII был для него гораздо больше, чем монарх и господин, что он никогда не замышлял никаких преступлений против короны. А если и были какие-то прегрешения, он полностью их признает и просит простить его.
Монарх был непреклонен. Хотя ему и нравилось читать письма узника, но дело было уже сделано: о государственной измене Кромвеля было объявлено всенародно. В вину ему ставились попытка женитьбы на принцессе Марии, а также необоснованные казни людей за малейшие отклонения от англиканских догматов.
Как свидетельствует биография Томаса Кромвеля, 28 июля 1540 года преступнику было объявлено о казни. В качестве особой милости королевским указом была назначена смерть через отсечение головы, что было позволительно лишь для людей благородного сословия.
Казнь
Нелегкая жизнь закончилась такой же нелегкой смертью. Была ли в этом преднамеренность или каприз судьбы, но конец был мучительным. Палач, который должен был отрубить голову, не обладал достаточным опытом. Длинные спутанные волосы закрыли шею узника, когда его голова покоилась на эшафоте. В решающий момент секира промахнулась, и Кромвелю была нанесена ужасающая рана. Лишь несколько последующих ударов смогли оборвать жизнь политика.
До нашего времени дошел портрет Томаса Кромвеля, написанный в 1534 году Гансом Гольбейном младшим. На нем изображен человек, который вошел в историю английского государства как одна из самых противоречивых личностей. Для одних он был тираном и душегубом, для других - идеальным канцлером, который помог монарху расширить сферу влияния, объединив три королевства в одно. Но и те, и другие признают его как яркую и неординарную личность.
Пройдет столетие, и на небосклоне истории снова засияет знатная фамилия. Родственник Томаса Оливер Кромвель будет прозван “заступником народа”, превратив Англию в первую в мире республику.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?