Королевская свадьба 20 ноября 1947 года стала первым большим праздником в Великобритании после Второй мировой войны. Принцесса Елизавета II и лейтенант Филипп Маунтбэттен, несомненно, были настоящими звездами этого торжества. В организации праздника приняли участие тысячи людей. Среди них были и специалисты дома моды Нормана Хартнелла Mayfair.
Дизайнер
После окончания войны Британия, как и многие другие страны Европы, испытывала серьезные экономические трудности. В магазинах не было нормальной еды. И конечно же, британцы не могли себе позволить нормальную одежду. Большинство невест того времени о сказочном свадебном платье могло только мечтать.
Когда в прессе появились объявления о предстоящей королевской свадьбе, многие англичане опасались, что настоящего торжества правящей семье организовать не удастся. Британцы ожидали увидеть лишь невзрачный небольшой праздник, организованный из уважения к традициям.
Однако за три месяца до бракосочетания в прессе появилось сообщение о том, что разрабатывать дизайн платья принцессы будет Норман Хартнелл. После этого все опасения, связанные со свадьбой, у британцев рассеялись. Норман Хартнелл, безусловно, был дизайнером, способным создать шедевр, достойный принцессы.
Работали над платьем для будущей королевы 25 самых опытных швей дома моды Нормана Хартнелла и 10 вышивальщиц. Также в создании шедевра приняло участие еще несколько сотен квалифицированных помощниц.
Особенности дизайна
Многие считают, что разрабатывал платье для принцессы Норман Хартнелл будучи вдохновленным картиной Ботичелли «Пимавера». Платье будущей королевы Великобритании, дочери Георга VI, принцессы Елизаветы представляло собой модель А-силуэта с милым круглым вырезом, длинными рукавами и юбкой с крупными складками. Сшито платье было из натурального шелка цвета слоновой кости.
В качестве украшения свадебного наряда принцессы Норман Хартнелл использовал роскошную вышивку. Как и положено платью королевской особы, модель, сшитая для Елизаветы, была дополнена роскошным шлейфом, длина которого составляла около 5 метров.
Сшили платье Елизаветы мастерицы дома моды Хартнелла из атласа цвета айвори (слоновой кости). Шлейф был выполнен из тюля. Подол платья, лиф и нижняя часть рукавов мастерицы расшили букетами жасмина, белой розы и флердоранжа, которые очень красиво сочетались с колосьями пшеницы, символизировавшими плодородие. Создавалась эта богатая вышивка на основе жемчуга и страз. По задумке дизайнера, оформление платья принцессы должно было символизировать возрождение Великобритании после войны.
Сюрприз для подданных
Шили платье принцессе Елизавете в доме моды королевского дизайнера Нормана Хартнелла в самом строгом секрете. По воспоминаниям современников, даже окна в мастерской стилиста были закрашены белой краской и завешаны изнутри портьерами из плотного муслина.
Журналисты в то время всеми силами пытались раздобыть хоть какую-то информацию о свадебном платье принцессы. Некоторые представители прессы даже предлагали деньги работникам ателье. Однако открыть тайну шедевра Хартнелла корреспондентам так никто из мастериц не согласился. Максимум, что удалось запечатлеть журналистам — это огромную коробку, которую выносили из мастерской для отправки в Букингемский дворец за день до бракосочетания.
Как шили платье
О том, как шили роскошный наряд будущей королевы Елизаветы, в последующем представителям прессы рассказала одна из швей по имени Бэтти. По словам мастерицы, создание платья было по-настоящему нелегким трудом. Швеям и вышивальщицам приходилось вставать рано утром и сосредоточенно работать целый день, делая лишь короткие перерывы для того, чтобы выпить чашечку чая.
По словам Бэтти, Хартнелл позволил абсолютно каждой мастерице, даже самым молодым, сделать на наряде принцессы хотя бы по одному стежку. Платили швеям и вышивальщицам в мастерской королевского дизайнера не слишком много. Однако все они, безусловно, гордились тем, что именно им поручили такое важное дело.
Кто оплатил создание шедевра
Собственно само бракосочетание принцессы Елизаветы было достаточно масштабным торжеством. Однако, к примеру, со свадьбами герцогинь Кембриджской и Сассекской бракосочетание королевы Елизаветы по масштабу и размаху сравниться не может. Правящей семье тогда пришлось экономить буквально на всем, включая угощение для гостей.
Тем не менее собственно на само свадебное платье принцесса денег не пожалела. Позднее стало известно, что заплатить за свой наряд Елизавете пришлось купонами на продовольственные пайки, которые она копила в течение нескольких месяцев. Также некоторое участие в финансировании создания королевского платья тогда приняло и государство. От него Елизавета получила в дополнение к накопленным еще 200 купонов.
Конечно же, принцесса Елизавета была любимой в народе особой. И многие ее поклонники пытались помочь ей накопить на наряд, посылая во дворец свои купоны. Однако все такие пожертвования принцесса сразу же возвращала назад, поскольку понимала, что время в стране тяжелое, и люди пытаются оказать ей поддержку, возможно, обрекая себя на голодные дни. В конечном итоге за свое платье Елизавета, таким образом, заплатила сама.
Туфли, тиара и прочее
Конечно же, помимо своего роскошного платья, на свадьбу будущая королева Великобритании надела также красивую тиару. Эта корона ранее принадлежала матери принцессы — Елизавете I. Тиару невесты на свадьбе дополняла прозрачная фата.
Свадебные туфли будущей королевы на довольно-таки высоких каблуках были обшиты атласом и украшены серебром и жемчугом. Букет для королевы создал дизайнер М. Х. Лонгман. Состоял он из белых орхидей и дополнялся веточкой мирта. После бракосочетания принцессы ее свадебный букет был возложен на могилу Неизвестного воина.
Обручальное кольцо Елизаветы ювелиры изготовили из валлийского золота, добытого в шахте Клогау Святого Давида. Найденный в этом месте самородок когда-то был передан Елизавете Боуэс-Лион и в последующем использовался для изготовления свадебных колец обеих ее дочерей. Также именно из этого самородка было сделано кольцо принцессы Дианы.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?