Внимание к эпидемиологическим угрозам обычно приковывается в контексте борьбы с вирусами, поисков вакцины, выявлении «нулевого» пациента с источником распространения и т. д. Но даже в научной среде пока нет ясного представления о закономерностях финальной стадии жизни вирусов. Почему некоторые из них исчезают бесследно, а другие могут существовать веками.
Актуальный пример
Вирус Sars 2003 года обнаружения показывает, как быстро подобные заболевания могут возникать и исчезать. В борьбе с этим патогеном использовались современные методы лечения с новейшими средствами изучения и механизмами отслеживания контактов распространителей. Сейчас ученые полагают, что количество умерших от Sars за два года (774 человека) могло быть больше.
Дело в том, что этот вирус подобно и современному COVID-19 обладал всеми задатками для мирового поражения. Это РНК-вирус, что говорит о его быстром распространении. Эффект негативного влияния на организм человека был разрушительным, но не сравнимым с другими смертельными инфекционными заболеваниями. Как бы то ни было, Sars исчез внезапно. Ввиду специфики его структуры врачи своевременно его разгадали, легко обнаруживали зараженных, быстро выявляли контакты и предпринимали своевременные меры по лечению.
Кроме Sars только два вируса были целенаправленно уничтожены человеком – оспа и чума, которая поражала крупный рогатый скот. Но что с другими вирусами, которые потенциально опасны для человека?
Непобедимая угроза
Применительно к разным вирусам специалисты находятся в разных стадиях борьбы, так как в каждом случае своя специфика и условия. Вакцина является одним из мощных средств противодействия, и, например, она может быть эффективна против кори и полиомиелита, но сегодня процесс полного уничтожения данных инфекций тормозится движениями против вакцинации.
Есть и другие опасные вирусы наподобие лихорадки Эбола и свиного гриппа, но важно понимать, что некоторые из них не исчезнут никогда, поскольку распространяются не только благодаря человеку. Животные становились источниками болезни, передавая ее «нулевому» пациенту, что запускало процесс широкого распространения.
Причем в случае с вирусом Эбола ситуация осложнялась и местными условиями медицинской деятельности в Африке. Общественно-социальные обстоятельства затрудняли работу медиков, хотя в конечном итоге удалось разработать вакцину против одного из шести типов данного вируса. В популяции людей лихорадка была искоренена, однако параллельно ее штаммы существуют в дикой среде. Те же летучие мыши могут вновь стать источниками заражения людей. Это значит, что полное уничтожение вируса в данном случае просто невозможно. Остается лишь разгадывать новые версии и подготавливать меры противодействия.
Внезапное исчезновение
Вызывает интерес и сам механизм исчезновения вирусов. Далеко не всегда требуется то же физическое уничтожение носителей с вакцинированием. Известны многие вирусы, которые обосновались в человеческой популяции, но со временем о них вовсе забывали. Например, все штаммы гриппа начала 20-го века не дожили до сегодняшнего дня.
Если отслеживать конкретный вирус гриппа на протяжении нескольких лет, можно будет заметить его переход в другие формы. Чтобы выжить, штаммы приспосабливаются к новым условиям различными путями. В итоге могут гибнуть десятки отдельных версий инфекции, в то время как одна окажется более устойчивой. Но даже жизнеспособные вирусы гриппа не живут больше 2-3 десятилетий, сменяясь новыми вариациями.
Любопытен пример вируса H1N1, вызвавшего пандемию гриппа 100-летней давности. Он долгое время накапливал мутации, которые в итоге вредили ему самому.
Быстрый эволюционный процесс
Развитие вируса может быть полезным, что уже доказано на примерах борьбы с гриппом и простудой. Этот же принцип мутации был предложен в качестве противодействия ковид-19. Суть метода заключается в стимуляции эволюционного процесса с лечебными эффектами.
Способность адаптироваться, мутировать и приспосабливаться делает особенно РНК-вирусы жизнеспособными и устойчивыми к иммунитету. Но с другой стороны, быстрый процесс эволюции также приводит к увеличению количества генетических ошибок, препятствующих распространению штамма.
Ускорение вирусной эволюции искусственными методами ослабляет патогены и может значительно облегчать лечение пациентов. В таких целях сегодня используются специальные препараты, вызывающие вирусные мутации. Применительно к штамму гриппа H1N1 позитивный эффект, например, может заключаться в снижении заразности вируса.
И конечно, имеет место естественный процесс эволюции, при котором мутации приводят к исчезновению вируса. Например, в Индии наблюдали такой процесс с огромной скоростью развития без вмешательства со стороны медиков.
Сохранение сред обитания
Несмотря на появление новых методов борьбы с вирусами, ученые скептически относятся к самому понятию их полного исчезновения. Даже если мы не сталкиваемся с определенным вирусом и не наблюдаем его у животных, это вовсе не значит, что его нет. Он может скрываться где угодно на различных материалах, также развиваясь и эволюционируя. Например, та же побежденная оспа фактически не исчезла. Есть образцы, которые находятся на хранении в замороженном виде. Причем специалисты еще не пришли к однозначному выводу о том, нужно ли их утилизировать с целью полного уничтожения вируса.
Даже оспа спустя десятилетия искоренения представляет собой угрозу. Программы вакцинации от нее проводились еще в 1970-х годах, и организм современного человека может быть очень чувствителен к фрагментам вируса. При этом последние годы предпринимались и попытки синтетического воссоздания образцов оспы, не говоря о том, что никто не убежден в отсутствии наличия ее естественных форм в природе.
Заключение
При всех сложностях борьбы с вирусами до полного уничтожения ученые считают ее крайне важной и не бессмысленной. Возможно, коронавирус ковид-19 поднимет на новый уровень выработку ответных мер в противостоянии патогенам, и со временем люди перестанут беспокоиться даже о рисках заболевания гриппом с простудой.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?