По мнению ученых, Леонардо да Винчи обладал одной особенностью, благодаря которой он смог уловить загадочную магию улыбки Джоконды. Эта черта присуща не только людям мира искусства. Она позволяет более точно воспринимать окружающую среду и лучше разбираться в людях и их поведении. Благодаря умению разглядеть стремительно меняющиеся детали, да Винчи мог детально запечатлевать не только микровыражения, но даже насекомых и птиц в полете.
Новые исследования
Как считают историки искусства, великий художник обладал так называемым «быстрым взглядом». Однако Дэвид С. Талер, представляющий Швейцарский университет в Базеле, решил провести новое исследование, результаты которого были опубликованы совсем недавно. Ученый пытался выяснить, каким образом художник смог придавать своим работам такую невероятную эмоциональную глубину и потрясающую детализацию.
Сверхспособность художника
Профессор Талер смог доказать, насколько точен в изображениях был да Винчи. Например, художник обнаружил, у стрекозы передние и задние крылья двигаются по-разному. Ученые смогли доказать это только через четыреста лет, благодаря использованию замедленной съемки. Художник, который жил в эпоху Возрождения, изображая стрекозу в полете, нарисовал передние крылья поднимающимися, а задние - опускающимися.
По словам Талера, загадочность улыбки Джоконды объясняется тем, что художник запечатлел ее в момент, когда она уже сходила.
Эффект стоп-кадра
По словам Талера, наши воспоминания, как правило, представляют собой фиксированный образ, а не движение. Да Винчи, как и некоторые другие художники, умел зафиксировать это мимолетное движение.
Так, по его мнению, у японского художника Хокусая, автора известной гравюры «Большая волна в Канагаве», была такая же способность. Кацусики Хокусая тоже смог уловить разницу в движениях крыльев стрекозы, поэтому Талер задумался, могли ли эти художники видеть своего рода стоп-кадр.
Талер изучал частоту слияния мельканий (ЧСМ), пытаясь оценить необычайную остроту зрения итальянского гения. Он считает, что у среднестатистического человека из-за невысокой скорости частоты слияния мельканий для формирования трехмерного изображения объединяются многочисленные частично сфокусированные изображения. Ученый считает, что да Винчи мог выделять отдельные кадры, с помощью которых мы строим свое восприятие.
В качестве примера Талер рассказал историю американского бейсболиста Теда Уильямса, который в полете мог рассмотреть все швы бейсбольного мяча, который полете может вращаться со скоростью от 30 до 50 оборотов в секунду.
Изучая способности Леонародо да Винчи, Талер смог подсчитать, что для того, чтобы ясно увидеть разницу в движениях крыльев стрекозы, диапазон ЧСМ у художника должен был составлять от 50 до 100 кадров в секунду. У обычного человека он составляет от 20 до 40 в секунду. К сожалению, нельзя определить, был ли этот дар у художника врожденным или он специально развивал его.
«Вечерние» портреты да Винчи
В другой своей статье Талер рассматривал особую технику да Винчи, при помощи которой он мог передавать эмоции. Большая часть ее секретов так и осталась нераскрытой. Благодаря мастерскому использованию техники сфумато, где легкое размытие краев изображений позволяет создавать своеобразный эффект 3D, художник мог воспроизводить невероятно реалистичные выражения лиц.
По мнению исследователя, Леонардо смог добиться избирательной мягкой фокусировки на портретах, рисуя в пасмурном или вечернем свете, когда зрачки глаз увеличиваются, но при этом резкий фокус на изображениях занимает очень небольшое пространство.
Увеличенные зрачки персонажей картин, которые также рассматриваются как признак симпатии или влечения, считались одним из эталонов красоты на портретах эпохи Возрождения. Художник считал, что вечернее время и пасмурная погода придают лицам мягкость и деликатность.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?