В 1941 году в Чино, штат Калифорния, Америка, был основан Калифорнийский институт мужчин в качестве эксперимента по прогрессивной реформе пенитенциарной системы. В первую группу института вошли 34 заключенных, которые могли выбирать свою собственную одежду, а также какую работу делать и чему учиться.
История
В стране с ужасными условиями содержания в тюрьмах и пенитенциарной системой, насыщенной расизмом, некоторые американские активисты тюремной реформы завистливо смотрят на скандинавские учреждения как на пример гуманных тюрем.
Во многих скандинавских странах даже есть открытые тюрьмы, здесь меньше полагаются на силу, а больше на доверие. У некоторых даже нет закрытого периметра, эти тюрьмы делают упор на реабилитацию и подготовку к возвращению в общество.
В США это может показаться недостижимым идеалом. Но в Калифорнии почти 80 лет назад были открытые тюрьмы. Калифорнийский институт мужчин, возглавляемый тюремным реформатором по имени Кеньон Скаддер, был одной из таких открытых тюрем.
Тюрьма нового образца
Институт мужчин был основан в 1941 году в городе Чино, штат Калифорния, в качестве эксперимента по прогрессивной реформе уголовного правосудия.
В то время самые строгие охранные учреждения Калифорнии в Сан-Квентине и Фолсоме, как выразилась одна газета, были «пороховыми бочками, готовыми взорваться». Насилие свирепствовало, особенно между охранниками и осужденными. Считалось, что в Калифорнии существует одна из самых жестоких пенитенциарных систем в стране.
Чтобы смягчить драконовские условия в Сан-Квентине и Фолсоме и решить вопрос переполненности этих учреждений, в 1935 году законодательное собрание штата Калифорния решило построить новую тюрьму.
У Кеньона Дж. Скаддера, ветерана-пенолога, было множество идей о том, как изменить тюремную систему, которую он считал архаичной и бесчеловечной. Он и был нанят на пост главы Чино.
Скаддер принял назначение с условиями: он хотел, чтобы ему были предоставлены полномочия по отбору и обучению персонала, а также автономия, позволяющая определять, сколько свободы могут иметь заключенные.
В первую группу Калифорнийского института для мужчин вошли заключенные, некоторые из которых ранее были осуждены за насильственные преступления. Эти первые заключенные попали в совершенно другую тюрьму. Калифорнийский институт мужчин не использовал такие термины, как «надзиратель» или «охранник». Был «суперинтендант» (Скаддер) и его «супервайзеры», подавляющее большинство которых получили образование в колледже.
Скаддер преднамеренно избегал найма охранников, которые ранее работали в тюрьмах. Он не хотел брать сотрудников с мышлением карателей. Вместо того чтобы полагаться на дубинки и оружие, он обучал новый штат дзюдо для самообороны. Оружие было зарезервировано для чрезвычайных ситуаций, но Скаддер сделал акцент на развитии навыков разрешения конфликтов.
Первоначальные планы тюрьмы предусматривали 25-футовую стену с восемью орудийными башнями. Скаддер отверг их, вместо этого он убедил совет директоров тюрем возвести только забор из пяти рядов колючей проволоки.
Он поощрял членов семей регулярно посещать заключенных, позволял устраивать пикники на местах и даже разрешал физический контакт. Он также отказался выделять кого-либо по расовому признаку, что было необычной в то время политикой.
Заключенные
Скаддер был глубоко убежден, что в тюрьмах должны относиться к людям с достоинством. Он полагал, что это будет лучшим способом побудить заключенных, как только они получат свободу, стать полноценными членами общества. Он утверждал, что это в конечном итоге сэкономит государственные деньги за счет снижения рецидивизма.
В свои первые годы Калифорнийский институт мужчин получил положительные отклики в прессе. В 1952 году Скаддер опубликовал мемуары «Заключенные – это люди», в которых рассказывалось о тюрьме и описывалась его тюремная философия.
В 1955 году книга была преобразована в фильм под названием Unchained ("Освобожденные"), который сегодня можно увидеть только в интернет-архиве. (По словам библиотекаря Гарвардского университета, DVD хранится только в одной библиотеке в мире.)
В фильме показана жизнь в тюрьме в Чино и рассказывается о дружбе, налаженной по расовым признакам, основанной на доверии и взаимозависимости. Заключенные, хорошо осведомленные об альтернативах, испытывают коллективное чувство ответственности за успех тюрьмы.
Фильм заканчивается тем, что главный герой почти поднимается на тюремную ограду, чтобы совершить побег. Но человек решает остаться после того, как его друг противостоит ему. Если он уйдет, он понимает, что рискнет будущим этой редкой тюрьмы. В фильме отражены основные идеи Скаддера.
Мечте не дано осуществиться
Калифорнийский институт для мужчин все еще существует сегодня, но у него уже нет этой оригинальной миссии.
Не все были в курсе философии Скаддера. Государственные тюрьмы долгое время были пристанищем политических заключенных. Скаддер положил конец этому обычаю, чем подверг себя повышенному вниманию и критике со стороны государственных политиков.
К тому времени, когда Скаддер умер (в 1977 году), учреждение превратилось в традиционный исправительный комплекс с тремя учреждениями максимальной безопасности. Растущее число заключенных в стране подстегнуло это преобразование.
Периодические побеги привели к усилению политического давления с целью повышения безопасности. Сегодня в тюрьме насчитывается 3766 заключенных, что на 25% превышает вместимость.
Хотя эскперимент Скаддера был реализован лишь в течение относительно короткого промежутка времени, Калифорнийский институт мужчин является важным напоминанием о том, что в прошлом США практиковали то, чем реформаторы тюрем восхищаются до сих пор.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?