Мятежники часто меняют мир. Непокорные, непоколебимые, они никогда не сдаются. Они нарушают нормы и оставляют свой след в истории, вдохновляя последующие поколения и прокладывая им путь.
Сислейде до Амор Лима в 6 лет уже знала, что играть в футбол ей запрещает закон. Но ей было все равно. Иногда мать драла ей уши, напоминая целеустремленной дочери, что в Бразилии нет будущего для девушек, которые хотят играть в эту красивую игру. «Я собираюсь доказать, что ты не права, - возражала Сисси. - Я буду играть за сборную».
Запретная игра
Но в то время не было женской сборной Бразилии по футболу. В 1941 году, когда популярность игры росла, правительство Бразилии приняло постановление о том, что женщинам «не разрешается заниматься спортом, несовместимым с особенностями их характера». Это означало, что им запрещалось играть в футбол, регби, водное поло и заниматься легкой атлетикой. А военная диктатура подтвердила это решение, когда она захватила власть более двух десятилетий спустя.
При таких обстоятельствах понятно, почему отец Сисси мечтал о том, чтобы только его сын Пауло стал профессиональным футболистом. При характерном для бразильского общества ущемлении прав женщин он не мог и подумать, что его дочь станет великим игроком.
Игра, покоряющая сердца
Сисси наблюдала, как отец и сын гоняют мяч на пыльной улице, делая вид, что забивают гол за свою любимую Бразилию. Именно здесь, «посреди джунглей», как она описывает свой родной город, когда она наблюдала за отцом, эта красивая игра покорила ее сердце.
Преимущество футбола в том, что в него можно играть где угодно, и необязательно мячом. Если в 16 веке англичане пинали надутый свиной мочевой пузырь, то шестилетняя Сисси тренировалась на голове куклы. Она была так хороша, что мальчишки дрались за то, чтобы взять ее в свою команду.
«Ребята приняли меня, - говорит Сисси, находясь в своем калифорнийском доме. - Были времена, когда мне приходилось притворяться мальчиком. Я знала, что есть закон, а президент сказал, что девочки не должны играть в футбол. Я нарушила его. Я была в глуши - кто узнает, что я играла в футбол? Были времена, когда у меня были большие проблемы. Родители говорили: «Что она делает?» - но мне было все равно».
Женскому футболу быть
Запрет был отменен в 1979 году, когда лидеры феминистского движения Бразилии объединили свои усилия во время политического пробуждения в стране. Национальный совет по спорту ограничил женщин более коротким временем игры, обязал носить защиту всего тела и не разрешил меняться футболками после матчей. Несмотря на это, игра развивалась.
К тому времени отец Сисси начал работать в городе и возвращался домой с рассказами о женской команде Рио-де-Жанейро. Ободренная и вдохновленная, 14-летняя девочка попросила разрешения покинуть дом, чтобы играть за команду Фейра-де-Сантанты - второго по численности населения города в ее штате, который находился в трех часах езды от ее дома.
Сисси - самая молодая из 10 других претенденток - быстро развивалась. Через 3 года она переехала в Сальвадор, где выступала за клуб, который платил ей достаточно денег, и ее пригласили тренироваться со сборной. Но для этого 17-летней футболистке требовалось согласие родителей. Пришло время еще раз уговорить маму.
«Папа был на работе, и он не мог вернуться, а мне нужны были подписи обоих родителей. Я помню, как я сказала: "Мне все равно, но ты должна найти способ подписаться за отца, потому что мне нужно ехать. Ты должна подделать его подпись"», - вспоминает Сисси.
Поездка в Китай
Ее упрямство окупилось. Сисси тренировалась в национальной сборной, но уже через четыре года на первом турнире ФИФА для женщин, организованном Китаем в 1988 году, будущая королева бразильского футбола дебютировала на международном уровне.
Сисси вспоминает, что тогда не говорили ни о тактике, ни об анализе, ни о физической подготовке. Первые женщины, которые представляли Бразилию в национальной игре страны, полагались на свой естественный талант, которого у них было хоть отбавляй.
Ее первая поездка в Китай стала незабываемой. Она впервые летела на самолете, а команду сопровождала охрана, куда бы она ни шла.
Но память, которой она дорожит больше всего, - это момент в раздевалке перед дебютом, когда она получила футболку № 10, став первой женщиной, которая носит знаковый номер знаменитого трехкратного обладателя Кубка мира Пеле.
«Надев форму в первый раз, я плакала, как ребенок, - говорит Сисси. - Я надела футболку с № 10 и понятия не имела, что это, и только позже выяснила, что она значит, особенно в Бразилии. Я ощущала большой груз ответственности. Люди сравнивали мой № 10 с мужскими № 10. Это было очень странно».
Сисси забила свой первый международный гол в Китае в матче с чемпионом Европы - командой Норвегии, но более десяти лет спустя на чемпионате мира среди женщин в 1999 году, организованном Соединенными Штатами, она забила один из величайших голов в истории турнира.
На пике карьеры
Летним вечером в Вашингтоне бразильская команда проигрывала Нигерии в четвертьфинале со счетом 3:0. В дополнительное время счет сравнялся. Единственный гол грозил немедленным окончанием матча. Но в 35 м от ворот Бразилия получила право выполнить штрафной удар. Это не та позиция, с которой игроки обычно забивают, но Сисси взяла мяч, закрыла глаза и представила, как он попадает в сетку.
«Я много практиковалась с вратарями. В тот момент я сказала себе, что время пришло», - вспоминает она.
Почти без усилий, как она и представляла себе сотни раз, она направила мяч в ближнюю стойку ворот.
На мгновение она потеряла самоконтроль и совершила дикий победный забег. Она хлопала по футболке, махала руками. Ее сердце колотилось, она кричала. Все было как в тумане.
Непоколебимый дух
«Я много времени работала над этим. Вероятно, лучший момент в моей карьере был в Соединенных Штатах», - говорит Сисси, которая завершила турнир, разделив золотые бутсы с Сунь Вэнь из Китая и обеспечив Бразилии третье место.
За три месяца до начала турнира, определившего ее карьеру, полузащитница получила травму, играя в футзал.
«Я ударилась об пол и сломала кости лица. Врачи сказали, что мне нужна операция, - объясняет она. - Но я сказала, что не могу, потому что так я пропущу чемпионат мира. Я вернулась в тренировочный лагерь, ничего не сказав медицинскому персоналу. Никто не знал, что произошло, кроме некоторых товарищей по команде».
Бразилия заняла третье место на чемпионате мира 1999 года. Сисси признает, что ее команде было нелегко добиться успеха, но жертва, которую принес каждый игрок, обеспечила ей непоколебимый дух. Но с тех пор в Бразилии мало что изменилось в отношении к футболистам-женщинам.
На втором плане
Чемпионат мира - 2019 во Франции - первый среди женщин, матчи которого транслируются в Бразилии в прямом эфире. Однако женский футбол все еще остается в тени, поскольку главный мужской турнир континента проводится одновременно с Кубком мира среди женщин, как и в 2015 году. Финалы обоих турниров пройдут 7 июля.
«У нас не было большой поддержки. Нам не платили, у нас не было спонсоров, мы вкладывали в это свое сердце, - говорит Сисси о команде 1999 года. – Мое поколение открыло двери, но нельзя сказать, что сейчас все идеально, потому что это не так. Мы хотели иметь ту же организацию, что и мужчины. У нас не было формы, или мы вынуждены были переодеваться и идти в отель, потому что тренировочный центр занимали мужчины. Женщины всегда были вторыми. Это было нелегко».
Работа в США
Последние два десятилетия домом для Сисси была Калифорния, и ее футбольная жизнь продолжается. Она работает тренером в муниципальном колледже Солано в Фэрфилде, штат Калифорния, где учатся 2000 девочек. Сисси называет себя требовательным тренером.
«Я очень люблю этот вид спорта, - говорит она. - Я отдала все своей стране, своему спорту, и теперь я делаю это в качестве тренера. Я все еще жду того дня, когда мы получим признание и сможем смотреть женский футбол по телевизору».
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?