Распятие Христа - это один из канонических и легендарных образов, представляющих христианство. Данное событие отмечается в Страстную пятницу, один из самых священных дней христианского календаря. Но в чем была суть распятия? И почему Иисус был умерщвлен именно таким образом?
Почему Иисус был распят?
Распятие было римским методом казни. Подвешенная к большому кресту жертва в конце концов умирала от удушья или истощения – эта смерть была долгой, болезненной и мучительной. Такой метод использовался для публичного унижения рабов и преступников (не всегда для того, чтобы их убить), а в качестве метода казни распятие применяли исключительно в случаях с людьми особо низкого статуса, а также с теми, чье преступление было направлено против государства. Вот причина казни Иисуса путем распятия, которую можно обнаружить в Евангелиях: назвавшись Царем Иудеев, он бросил вызов превосходству Римской империи.
Разные способы распятия
Распятие может происходить различными способами. В христианской традиции конечности прибивались к кресту, однако возникали споры касательно того, стоит ли прибивать непосредственно ладонь или более структурно целостное запястье. Но римляне не были столь жестокими и не использовали гвозди так часто, иногда они привязывали руки к кресту веревками. В действительности же единственное археологическое свидетельство прибивания жертвы к кресту тех времен – это остаток кости лодыжки из гробницы Иоханана, человека, которого казнили в первом веке нашей эры.
Так был ли Иисус именно прибит к кресту? Некоторые ранние версии Евангелия, например Евангелие от Фомы, не включают в себя рассказа о распятии Иисуса, сосредотачиваясь вместо этого непосредственно на его учениях. Однако казнь Иисуса путем распятия – это то, в чем сходятся все четыре канонических Евангелия. Матфей, Марк, Лука и Иоанн включили смерть Иисуса в свои Евангелия, однако описывали процесс немного по-разному.
Неканоническое доказательство
Ни одно Евангелие из Нового Завета не указывает конкретно, был ли Иисус прибит или привязан к кресту. Однако Евангелие от Иоанна описывает раны в поднятых руках Иисуса. Именно этот отрывок, вероятнее всего, и привел к появлению распространенного мнения о том, что руки и ноги Иисуса были прибиты, а не привязаны к кресту. Евангелие от Петра, которое не является каноничным и было написано в первом или втором веке нашей эры, в 21 стихе конкретно описывает, что Иисус умер, и из его рук были изъяты гвозди. Однако Евангелие от Петра также делает крест активным участником повествования - в стихах 41-42 он своим голосом отвечает на вопрос Бога с небес.
Те самые гвозди
В течение последних нескольких лет многие люди утверждали, что они нашли те самые гвозди, которыми был распят Иисус. И каждый раз библейские ученые и археологи обосновывали неточность этих предположений и неправильное истолкование доказательств в этих утверждениях. Интересен тот факт, что эта фиксация на гвоздях сохраняется, хотя ранние Евангелия не упоминают того, что Иисус был прибит к кресту.
Нет ничего удивительного в том, что христианам потребовалось время, чтобы осознать распятие Иисуса на кресте, ведь это был крайне унизительный вид смерти. Удивляет лишь то, насколько необычными были ранние изображения распятия. Вместо икон, к которым все уже привыкли и которые используются, чтобы восславить смерть Иисуса, ранние изображения оказываются граффити, относящимися ко второму веку нашей эры, на которых христиане высмеиваются. Одним из самых известных изображений является так называемое граффито Алексаменоса, на котором изображена распятая на кресте фигура с головой осла, а подпись гласит: «Алексаменос поклоняется своему Богу». Судя по всему, это было распространенное обвинение в те времена. Учитывая тот факт, что данное граффито было определенно сделано не христианами, можно смело сказать, что и люди, не исповедовавшие христианство, были знакомы с определенными элементами данной веры в начале второго века. Драгоценные камни, которые в те времена часто использовали для магических целей, также содержат ранние изображения распятого Иисуса. Например, резная яшма, относящаяся ко второму или третьему веку нашей эры, имеет изображение распятого на кресте человека – оно окружено различными магическими словами. Еще одно изображение распятия обнаружено на сердолике, который был вставлен в кольцо. Ученые считают, что данный драгоценный камень, который был назван Констанца, датируется четвертым веком нашей эры. И на нем руки Иисуса не выглядят так, словно бы они были прибиты к кресту. Они свисают естественным образом, так, будто были привязаны у запястий.
Переведено и адаптировано: Nastroy.net
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?