Картина "Москва слезам не верит" вышла 40 лет назад, то есть уже в далеком 1980 году. Сегодня она превратилась в легенду. В первый год ее увидело 90 млн зрителей. Среди всех советских фильмов этот, по итогам проката, был на втором месте. На первом - боевик "Пираты XX века". Сегодня эта лента находится в списке самых любимых в истории отечественного кино.
"Москва слезам не верит" получила признание не только у нас в стране. Хотя в период ее выхода в разгаре была холодная война, картина была включена в программы зарубежных кинофестивалей. А через год последовала премия "Оскар" от Американской киноакадемии. В США посчитали, что это лучшая лента года, которая снята на иностранном языке. Она была приобретена прокатчиками из более ста стран. Далее о том, как снимали фильм и почему он произвел фурор.
Так в чем же секрет успеха?
Многие люди задаются вопросом, с чем связан такой грандиозный успех картины? Но однозначного ответа так и не находят. С одной стороны, критики слоняются к тому, что "выстрелил" фильм благодаря почти сказочному сюжету.
Ведь сказки с самого детства живут в нашем сознании и неизменно притягивают к себе. В то же время часть зрителей отмечает, что их привлекают судьбы героев, которые очень похожи на судьбы реальных людей. Вот такой получается парадокс.
Взгляд из Голливуда
Что же касается Голливуда, то там успех картины имел совсем другую причину. Например, в Соединенных Штатах в образе главной героини увидели сбывшуюся американскую мечту. Женщину, которая смогла сделать себя сама. Она поднялась из низов, сделала карьеру, добилась успеха в жизни.
Такого же мнения придерживаются и жительницы других стран, которые стали ассоциировать себя с Катей Тихомировой. По воспоминаниям Веры Алентовой, даже африканские представительницы слабого пола, говорили ей, что увидели в фильме свою собственную судьбу.
Изначально сценарий не понравился
Однако судьба картины складывалась непросто. Как выяснилось, ее могло не быть вовсе. Сценарий был написан Валентином Черных за несколько дней для конкурса, проходившего в Москве. Автор переделал свою неоконченную повесть "Дважды солгавшая" и занял третье место.
Меньшов тогда был совсем молодым режиссером, снявшим "Розыгрыш", единственный на тот момент фильм в его карьере. Снять фильм предложили ему. Но сценарий не впечатлил его, показавшись слишком сентиментальным и провинциальным.
Тем не менее режиссер периодически возвращался к нему в мыслях. К тому же его впечатлила сцена, где Катя, замученная бытовыми неурядицами, заводит будильник и засыпает плача. А просыпается она уже по прошествии двадцати лет, будучи успешной женщиной. На тот момент такой прием представлял собой свежесть и новизну. В итоге Владимир Меньшов сам доработал сценарий и решил снимать кино.
Помогла протекция Леонида Ильича
Но впереди было еще много проблем. Сценарий считали безвкусным, сентиментальным и слезливым многие актеры и поэтому отказывались от съемок. Чиновники называли фильм дешевым продуктом, эксплуатирующим не самые лучшие чувства зрителей, и не хотели выпускать его на большой экран. Таким образом, у картины были все шансы до наших дней пылиться на мосфильмовских полках.
Но ситуация была неожиданно спасена. Путем разного рода уловок ленту удалось показать генеральному секретарю, и Леонид Ильич Брежнев остался от нее в полном восторге, горячо похвалив. После этого вопрос с прокатом был решен мгновенно.
Кто отказался о главной роли?
Интересно, что трио главных героинь, прибывших из провинции покорять Москву, могло выглядеть совсем иначе. Сначала Меньшов видел их воплощение Маргаритой Тереховой, Анастасией Вертинской и Галиной Польских. Хотя были и другие кандидатуры. Но в конечном итоге артистки отказались одна за другой от этих ролей.
На роль Катерины Владимир Валентинович пригласил Терехову, которая отвергла сценарий с возмущением, посчитав его неперспективным. Отказались сниматься по той же причине и Ирина Купченко с Валентиной Теличкиной. Режиссер был в отчаянии. Тогда он решил попробовать на эту роль супругу, Веру Алентову. Чтобы избежать обвинений в кумовстве, она прошла пробы на худсовете и сделала это с большим успехом.
Ирина Муравьева чуть не расплакалась
На роль Людмилы, никогда не унывающей и весьма эффектной подруги Катерины, предлагалось попробоваться Анастасии Вертинской, Жанне Болотовой и Валентине Титовой. Но никто из них не согласился. Увидев в одном из телеспектаклей Ирину Муравьеву, Владимир Меньшов оценил ее игру и остановил на ней свой выбор. Актриса с радостью согласилась и, как мы теперь знаем, прекрасно сыграла экстравагантную провинциалку.
Но случилось так, что многие сцены с ее участием в фильм не попали. А те, что остались, Муравьева нашла крайне неудачными, там себе она категорически не понравилась. Будучи интеллигентным, утонченным человеком, Ирина Вадимовна чуть было не расплакалась, когда просмотрела окончательный вариант картины. Она призналась, что увидела в своей экранной героине те черты, которые она не приемлет в людях.
Актриса не могла понять, как ее угораздило создать образ столь расчетливой и беспринципной стервы. Во второй раз она смогла посмотреть фильм лишь спустя некоторое время. Этому способствовало одобрение коллег и многочисленных зрителей, которые восхищались ею и благодарили за доставленное удовольствие. Это несколько утешило артистку.
На роль скромницы Тоси худсовет решил попробовать трех актрис. Речь шла о Галине Польских, Наталье Андрейченко и Нине Руслановой. Но сам Меньшов пригласил Раису Рязанову, и утвердили именно ее. В итоге Русланова была очень огорчена, а Польских возмущалась, как ей предложили такое.
Мужские роли
Актеры-мужчины тоже не сразу были утверждены на роли. Изначально также были обиды и отказы. Например, предложение сыграть любовника Екатерины, который был женат, очень не понравилось Вячеславу Тихонову. Он сказал, что сниматься в эпизоде для него является унижением. Но у Олега Табакова был совсем другой взгляд, и он взялся за роль с готовностью, хотя в то время снимался в "Трех мушкетерах", как и Маргарита Терехова, не захотевшая играть Катю Тихомирову.
Сразу согласился на роль Рудольфа, соблазнившего и бросившего беременную героиню, и Юрий Васильев. Он так убедительно воплотил этот образ на экране, что в жизни за ним надолго закрепился имидж донжуана и даже негодяя. При этом он был совершенно противоположным человеком - семейным, добрым, отзывчивым и верным.
Александра Фатюшина, сыгравшего спившегося хоккеиста Гурина, изначально пробовали на роль Николая. Позднее он признался, что своего героя в итоге полюбил. При этом он сожалел, что в картине оказалось мало сцен с его участием.
Почему бы не Баталов?
На роль Гоши, интеллигентного слесаря, актера не могли найти довольно долго. Среди кандидатур были такие мастера, как Олег Ефремов, Виталий Соломин. Но ни один из них режиссера не устроил. В какой-то момент Владимир Валентинович подумал, что Гошу ему придется играть самому. И вдруг ему на глаза попался фильм "Дорогой мой человек", снятый Иосифом Хейфицем, с Алексеем Баталовым.
Позднее режиссер признавался, что во время просмотра у него мелькнула шальная мысль: а почему не Баталов? Дело в том, что артист не подходил по возрастным параметрам. Нужно было найти ровесника Веры Алентовой, которой тогда было 37 лет, а Баталову было почти 50. Супруга режиссера была в восторге от идеи Меньшова: она очень любила этого актера. После недолгих раздумий Алексей Владимирович согласился и был утвержден без проб.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?