2254
5
16 февраля многие российские и мировые СМИ со ссылкой на информагентство Reuters сообщили о впервые состоявшейся закупке Беларусью партии иранской нефти. Это известие на фоне ряда конфликтных ситуаций, имевших место в межгосударственных торговых отношениях, прозвучало тревожно. Неужели вслед за практически полным разрывом экономического взаимодействия с Украиной у России возникают проблемы и с другой страной, населённой братским народом?
Началась ли торговая война или дело обойдётся, как и ранее, некоторыми взаимными уступками и продолжением сотрудничества на прежнем уровне? Существует ли единое союзное государство, или ему приходит конец? Эти вопросы волнуют рядовых граждан и руководителей различного ранга по обе стороны российско-белорусской границы.
Он сам ездит по разным объектам, учиняет разносы нерадивым директорам, грозит им страшными карами, не стесняясь в выражениях, и ведёт себя как настоящий хозяин страны, стоящий на страже интересов своего народа. Отчасти всё это так и есть, если не учитывать того немаловажного момента, что экономика республики Беларусь признана ведущими специалистами неэффективной. Иными словами, без внешней поддержки она функционировать не может.
- Обильное кредитование Россией на условиях, недоступных никакому иному государству. При этом средства, выделяемые для поддержки братской страны, расходуются крайне неэффективно и не в целях развития.
- Жёсткое госрегулирование, что противоречит рыночным принципам, но зато сильно напоминает социализм.
- Поставка из России энергоносителей по очень низким ценам.
- Расширенный доступ белорусских товаров на российский рынок. Экспорт в РФ составляет более 50% всего объёма.
- Почти полная (80%) монополия госсектора.
При всех этих условиях промышленное производство в стране снижается, а заводы и фабрики банкротятся, но государство стремится сохранить имеющиеся внешнеэкономические преференции, по возможности расширить их, а реформировать хозяйство не спешит.
В ответ Москва сократила объёмы поставок до 3,5 млн т в квартал вместо ранее оговоренных 5,3 млн т.
Отказ в очередном льготном кредите усилил недовольство Минска. Долг Беларуси в 2016 году за газ составил $ 425 млн.
Впрочем, президент Лукашенко ничего в этом странного не видел, и намекал, что произошёл этот феномен по причине общего экономического расцвета, возникшего под его умелым руководством. Некоторые позиции традиционного экспорта попали под запрет по санитарным причинам, в том числе мясо, продукты из свинины, несколько кормовых культур и отдельные виды сыра. И хотя африканская чума не имеет политической подоплёки, эти временные ограничения также в Минске расценили как проявление враждебности.
Пока остаётся лишь гадать о том, долго ли будет длиться это противостояние между братскими странами. Белорусский бензин выйдет слишком дорогим, и продавать его будет сложнее. Позиция Минска крайне уязвима.
Началась ли торговая война или дело обойдётся, как и ранее, некоторыми взаимными уступками и продолжением сотрудничества на прежнем уровне? Существует ли единое союзное государство, или ему приходит конец? Эти вопросы волнуют рядовых граждан и руководителей различного ранга по обе стороны российско-белорусской границы.
Сильный лидер Лукашенко
Бытует мнение о том, что благодаря действиям президента Лукашенко Беларуси удалось сохранить то, что было утеряно после распада СССР практически во всех бывших союзных республиках, включая и Россию. Энергичный лидер сумел не допустить повальной приватизации, приравниваемой зачастую к разворовыванию государственной собственности – промышленных предприятий, заводов, фабрик, крупных агрохозяйств и всего прочего, считавшегося ранее общенародным достоянием. И если в некоторых странах к олигархам власти относятся терпимо и даже президенты являются зачастую таковыми, то Александр Лукашенко их на дух не переносит.Он сам ездит по разным объектам, учиняет разносы нерадивым директорам, грозит им страшными карами, не стесняясь в выражениях, и ведёт себя как настоящий хозяин страны, стоящий на страже интересов своего народа. Отчасти всё это так и есть, если не учитывать того немаловажного момента, что экономика республики Беларусь признана ведущими специалистами неэффективной. Иными словами, без внешней поддержки она функционировать не может.
Как работает белорусская экономика?
Общая модель хозяйственного функционирования в республике может быть описана туманным словосочетанием «рыночный социализм». В стране делаются смелые попытки введения планирования, но на деле все проблемы упираются в финансовый аспект. Андрей Суздальцев, заместитель декана НИУ ВШЭ, перечисляет главные точки опоры, на которых базируется национальная экономика:- Обильное кредитование Россией на условиях, недоступных никакому иному государству. При этом средства, выделяемые для поддержки братской страны, расходуются крайне неэффективно и не в целях развития.
- Жёсткое госрегулирование, что противоречит рыночным принципам, но зато сильно напоминает социализм.
- Поставка из России энергоносителей по очень низким ценам.
- Расширенный доступ белорусских товаров на российский рынок. Экспорт в РФ составляет более 50% всего объёма.
- Почти полная (80%) монополия госсектора.
При всех этих условиях промышленное производство в стране снижается, а заводы и фабрики банкротятся, но государство стремится сохранить имеющиеся внешнеэкономические преференции, по возможности расширить их, а реформировать хозяйство не спешит.
Что Россия продаёт в Беларусь?
Половину российского экспорта в республику составляют углеводороды. Далее идёт продукция машиностроения (производственное оборудование, легковые автомобили и пр.) металл (чёрный и цветной), удобрения, резина, а также ширпотреб, на который приходится примерно десятая часть всего объема. Общая доля Белоруссии в российском импорте составляет примерно 4%. Важнейшим вопросом, ставшим предметом спора между странами, является цена на нефть.Условия поставки нефти и газа
Так как РФ с Белоруссией составляют единое союзное государство, то цена на нефть, предназначенную для внутреннего потребления, установлена льготная, такая же, как и в России для собственных потребителей, и экспорт этот вывозной пошлиной не облагается. Относится этот порядок и к поставкам природного газа. Количество сырья квотировано, но белорусская сторона настаивает, что льготные расценки должны распространяться на весь приобретаемый объём, а не на его «внутреннюю» часть. Спор возник именно по этому поводу, и счёт, представленный к оплате, был в одностороннем порядке скорректирован в сторону уменьшения по принципу минимальной стоимости, что обусловлено разницей между 2 и за тыс. куб. м.В ответ Москва сократила объёмы поставок до 3,5 млн т в квартал вместо ранее оговоренных 5,3 млн т.
Отказ в очередном льготном кредите усилил недовольство Минска. Долг Беларуси в 2016 году за газ составил $ 425 млн.
Что Россия закупает в Беларуси?
Ассортимент белорусского экспорта в Россию широк. Помимо знаменитых «БелАЗов» и тракторов, в Россию идёт другая техника, продукция химпрома, древесина, ДСП, а треть объёма составляет продовольствие. Белорусские продукты пользуются традиционным спросом, но проблемы есть и в этом секторе. Из соседней страны, входящей в умеренный климатический пояс, после введения контрсанкций вдруг стали завозиться экзотические плоды и всякие морские обитатели, ранее не водившиеся в тамошних водоёмах.Впрочем, президент Лукашенко ничего в этом странного не видел, и намекал, что произошёл этот феномен по причине общего экономического расцвета, возникшего под его умелым руководством. Некоторые позиции традиционного экспорта попали под запрет по санитарным причинам, в том числе мясо, продукты из свинины, несколько кормовых культур и отдельные виды сыра. И хотя африканская чума не имеет политической подоплёки, эти временные ограничения также в Минске расценили как проявление враждебности.
Пограничный инцидент
Ещё одним поводом для недовольства стала организация пропускных пунктов на российско-белорусской границе в этом месяце. Тот факт, что граждан союзного государства через них будут пропускать беспрепятственно, а контролю подлежат лишь жители третьих стран, не успокоил эмоционального «батьку», и он опять вспылил. Мера стала ответом на введение Белоруссией безвиза для жителей восьми десятков государств, порядок пересечения границы с РФ для которых лимитирован внутренним миграционным законодательством.Альтернативный источник
Но все неприятные моменты двусторонних отношений в настоящее время не так важны, как проблема долга за углеводороды, который Москва настойчиво предлагает Минску погасить. Дело в том, что белорусские НПЗ производили из дешёвой нефти горючее, имевшее конкурентное ценовое преимущество, а потому пользовавшееся повышенным спросом, а теперь эта возможность извлечения валютной выручки пропала. В ответ на такой выпад Лукашенко поручил своим министрам искать альтернативные источники сырья, что в наши дни, в общем-то, не составляет большой проблемы, если не учитывать цену. Они найдены в Иране, для начала это 600 тыс. баррелей (80 тыс. т), закупленных у добывающей фирмы NIOC. Пока неясно, как их доставят в Беларусь: то ли через Одессу, то ли привезут в порт Вентспилс, а оттуда - в железнодорожных цистернах. И на глаз видно, что получится дорого. Так и есть.Цена свободы
Пока точно неизвестно, имела ли вообще место эта сделка, но если верить Reuters, то она заключена. Также не публиковалась цена на сырьё, но, по мнению различных аналитиков, она отличается от российской примерно на треть с учётом стоимости доставки - в большую сторону, разумеется. Иран вряд ли даст отсрочку платежа, поэтому о кредите Лукашенко лучше не мечтать. Уже есть опыт трёхлетнего сотрудничества с Венесуэлой, где нефть закупалась 7 за тонну, в то время как Россия предлагала по 3, и в результате переплата составила ,2 млрд. Но тогда, семь лет назад, общая экономическая ситуация была куда благоприятнее, чем теперь.Пока остаётся лишь гадать о том, долго ли будет длиться это противостояние между братскими странами. Белорусский бензин выйдет слишком дорогим, и продавать его будет сложнее. Позиция Минска крайне уязвима.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?