Будучи главным менеджером Гитлера по закупкам художественных ценностей, Ганс Поссе во время своих путешествий приобретал огромное количество награбленных во время войны предметов искусства для музея фюрера. Его дневники путешествий теперь доступны онлайн.
Исторические документы
Ганс Поссе заполнял карандашом небольшие тетради, делая короткие заметки, которые больше напоминали дневник путешествий. Среди них - записи с синими перьями, заметки о важных людях, эскиз исторической картины, которую он изучал. С июля 1939 года директор Дрезденского музея Ганс Поссе был послан с секретной миссией. Гитлер лично назначил его «специальным представителем» для планируемого музея фюрера в Линце.
5 июля Поссе начал свою первую инспекционную поездку. Он поехал в Мюнхен на спальной машине, выбрал первые картины в «Фюрербау», который первоначально служил складом для награбленных произведений. И через несколько дней он едет в Линц в Австрии, родной город Адольфа Гитлера. Там он встречает местного руководителя региона - гауляйтера, о чем Поссе записал в своей записной книжке, которую он всегда носил с собой.
Рейхсканцелярия Гитлера заранее телеграфировала, что на месте его следует активно поддерживать. «Гитлер дал ему огромные полномочия, - объяснила Сюзанна Броджи, директор Немецкого художественного архива в Нюрнберге, где хранятся и оцениваются секретные дневники путешествий. - Поссе умело вращался в музейных кругах. И он лично знакомился с нацистской элитой».
Гитлер - главный собиратель искусства
10 июля 1939 года Поссе отправился в Вену. Там он посещает австрийское центральное депо уже конфискованных произведений искусства, которые были в собственности у евреев. В 1938 году, сразу после присоединения Австрии к Германской империи, гестапо уже конфисковало тысячи картин. «Более 8000 экземпляров», - отмечает Ганс Поссе своим трудно читаемым шрифтом эту дату.
Записные книжки важны для учета. Он тщательно все улаживает с рейхсканцелярией в Берлине: поездки на поезде, приглашения от деловых партнеров, входные билеты на художественные выставки, советы. Как главный закупщик Гитлера Ганс Поссе останавливается только в самых лучших местах: Hotel Ritz в Париже, Grand Hotel в Кракове.
Дорогие кожаные перчатки, пралине или его любимые сигары - это его личное удовольствие, которое Поссе оплачивает из собственного кармана. Мартин Борман, личный помощник Гитлера, заранее заплатил ему 10 000 рейхсмарок на командировочные расходы.
Менеджер нацистского музея
Для Гитлера, который мечтал войти в историю в качестве великого ценителя искусства, Поссе был идеальной кандидатурой. Он даже сам пытался стать художником и изучал историю искусств в Вене. Его картины не соответствовали стандартам качества. Биографическая параллель, общая черта с неудавшимся художником Адольфом Гитлером.
В 1910 году 31-летний Поссе был назначен директором Государственной картинной галереи в Дрездене. Он быстро сделал себе имя: он амбициозно расширил коллекцию музея, поддержал зарождающуюся современную живопись и продвинул художников, например Оскара Кокошку. В 1922 году в качестве комиссара по искусству он выставил художника, который был отвергнут консервативной политикой искусства, в немецком павильоне на Венецианском биеннале.
Несмотря на враждебность со стороны местного NSDAP, он остается верным своему принципу в политике закупок для Дрездена. Он выставляет много произведений искусства, которые впоследствии были опорочены нацистами как «дегенеративное искусство». Вскоре после этого он вынужден уйти в отставку с поста директора. Тем более удивительно, что Гитлер выбирает этого человека для покупки коллекции планируемого музея.
В фокусе: коллекции произведений искусства, принадлежащих евреям
В течение трех лет, с 1939 по 1942 год, Поссе путешествовал по оккупированным нацистами странам в качестве главного покупателя для «специального заказа Линца». Он также отвечает за распространение «арианизированных» произведений искусства в других музеях рейха. Согласно его спецификациям картины высшего класса, ценные скульптуры и коллекции фарфора передаются в музейные фонды.
Художественные сокровища стоимостью в миллионы хранятся только в центральном депо в Вене: похищены и конфискованы у известных еврейских семей, таких как Ротшильд, Гутман, Поллак, Гольдманн, Вольф. Ганс Поссе записывает все до мельчайших деталей. Поэтому его журналы путешествий являются ключевым документом, подтверждающим экспроприацию произведений искусства.
Поссе хорошо наладил контакты с коллекционерами. Среди них был житель Берлина Ганс Хаберсток, который также стал эмиссаром Гитлера.
Ключевые документы для исследования нацистский хищений
В Европе профессии арт-дилеров и галеристов были запрещены с 1938 года. Многим из них приходится спешно бежать за границу, их запасы безжалостно ликвидируются и «арианизируются». Только налоговые органы выставили на торги 16 558 произведений искусства. Главный покупатель Поссе также выиграл от этого. Но он закупал произведения искусства, которые не были частью еврейских коллекций.
От имени Гитлера он отправился в Венецию, Флоренцию, Париж, Амстердам и Краков, прежде всего, чтобы купить исторические картины: шедевры Тициана, Рафаэля, Каналетто, Рубенса, Рембрандта, Ван Дейка. После того как в мае 1945 года закончилась война, войска союзников смогли спасти большую часть коллекции. которая хранилась в соляной шахте в Альтаусзее, и доставили ее в Центральный пункт сбора в Мюнхене.
Поместье Ганса Поссе, умершего в 1942 году, было утрачено. Его личные дневники путешествий случайно были обнаружены в 1980-х годах.
По оценке экспертов, Ханс Поссе был добровольным исполнителем желаний Гитлера.
Все документы теперь оцифрованы и скоро будут представлены в Интернете как важный исторический источник. Примечания Поссе показывают, что жадность директоров музеев в третьем рейхе не знала границ. Некоторые из этих похищенных предметов искусства все еще находятся на складах.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?