Прошел уже год, как одна из жемчужин нашей цивилизации - собор Парижской Богоматери - пережил пожар и понес колоссальные потери. С первого же дня были созваны различного рода специалисты для решения задач по восстановлению. Постепенно собор начинает открывать средневековые тайны своего строительства.
Средневековое мастерство
Как мы знаем, собор был построен в основном из леса и древесных материалов. Неудивительно, что большая часть его вспыхнула, как спичка, и сгорела за считаные минуты. Одним из узкопрофильных специалистов, которые были привлечены в команду по восстановлению, стал Оливье де Шалус, крупный специалист по дереву и деревообработке. Собор Парижской Богоматери был одним из его любимых мест.
В первую очередь он обратил внимание на плотную решетку из бруса под металлической крышей. Оливье очень давно изучает различные методы средневекового строительства и говорит, что именно такая решетка является показателем мастерства средневековых архитекторов. Для нашего поколения это уже большей частью археология, но после пожара стало очевидно - мы не умеем хранить то, что бережно передали нам предки.
Сила леса
Оливье де Шалус, видимо, в силу своей профессии, наделен особым даром "слышать" дерево. По его словам, тот особенный запах, который стоял в соборе, заслуга именно старого дерева, он был особенный, очень сильный. И это придавало собору какую-то тихую силу среди постоянного шума и суеты туристов. Руководство собора разрешило де Шалусу, как одному из привилегированных специалистов, пройтись после пожара по всей территории собора и послушать скрип, который издают старые поношенные доски, еще раз разглядеть старинные, нацарапанные мастерами средневековья, даты и слова. Огонь прошлой весной лишил человечество не только уникального авторского слоя, оставленного плотниками и художниками, но и в большой степени разрушил каменную кладку. Отчасти инженеру повезло, и пожар, как это ни кощунственно звучит, сыграл на руку де Шалусу. Он - инженер высочайшего уровня, и работы по восстановлению собора помогут закончить ему докторскую диссертацию.
Документация и технологии
Строительство собора продолжалось почти 200 лет. Началось строительство в 1163 году. Оливье де Шалус за свою профессиональную жизнь провел множество исследований собора и теперь приоткрывает некоторые тайны его строительства. Например, одна из причин, почему строительство здания затянулось - технологии, которые применяли каменщики и плотники, чтобы поднять тяжелые камни и колонны на высоту более 60 метров. И ведь ни о каких современных технологиях речи не идет. Кроме того, архитекторам необходимо было много времени, чтобы рассчитать высоту и размер колонн. Около четырех лет де Шалус руководил группой гидов, которые рассказывали туристам об истории собора и делали обзорные экскурсии, а после пожара он присоединился к группе французских ученых, которые стали основным рабочим коллективом по восстановлению здания и работе с историческими документами. Пожар позволил заглянуть в глубокие архитектурные слои, увидеть, из чего состоит костяк здания. Возможно, эти исследования даже помогут специалистам увидеть изменения окружающей среды за несколько столетий и определить, какие климатические изменения произошли за столь долгое время.
Быть организованным
Когда пламя потушили, жители Парижа находились в отчаянии. Одно дело, если все материалы, которые упали с вершины собора, будь то камень или дерево, были изучены. Но совсем другое, если погибшие предметы не дождались своей очереди на исследования. Упущена уникальная возможность, и в этом - основное горе нашего общества. На следующий день после пожара в Париже была создана специальная организация, куда вошли около 200 ученых с мировым именем. Цель организации - координировать работу широкого круга специалистов, от инженеров до художников, делиться научными фактами и ценной информацией, которая поможет в восстановлении собора метр за метром. Например, специалисты хотели бы узнать, каким образом использовалось средневековыми плотниками железо и как оно встраивалось в структуру здания. Понятно, что основная масса металлов была интегрирована в здание примерно в 19-м веке, однако средневековые мастера также внесли достаточное количество железа в строительство того времени.
Методы исследования
Одним из основных методов определения состава, технологий и возраста предметов является его радиоуглеродный анализ. Но для этого предметы должны содержать хотя бы минимальное количество углерода. Изначально специалисты опасались, что технологии производства железа, применяемые в средневековье, не давали гарантии появления в составе железа углерода. Это оказалось не так. Небольшие доли углерода все же были найдены. Железо может сказать о многом. Например, изменение его состояния поможет определить, насколько сильно поднялась температура во время пожара. Железо ведет себя как термометр, поэтому даст возможность специалистам определить, насколько в том числе пострадал и известняк. А известняк является основой всего строительства собора. Все группы ученых еще находятся в стадии планирования. Внутри собора на данный момент все еще опасно находиться, потому что стоит ядовитая пыль от сгорания свинца. К тому же все предметы должны быть рассортированы и занесены в каталог. Только после этого их смогут получить в свои лаборатории исследователи.
Внутри собора
Постепенно начинаются работы по уборке, начинают вывозить в лаборатории разрушенные камни. Геологи и эксперты по работе и сохранению камня начинают свою работу, чтобы определить, какие каменные части можно использовать заново, а что уже не подлежит восстановлению и должно быть заменено. Будут проводиться исследования стен внутри собора, так как высокая температура при пожаре и потоки холодной воды спровоцировали появление множества трещин, которые могут обернуться бедой, если упустить это из виду.
Химикам, которые изучают токсичные металлы, тоже прибавилось работы. Например, свинец, который при сильных температурах превратился в пыль, при взаимодействии с другими горящими объектами мог дать новые соединения.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?