Кондитерские изделия и выпечка в форме животных пользуются популярностью во многих странах. Эти образы вызывают дополнительный интерес у детей, что и производителей мотивирует на расширение ассортимента оформленной таким способом продукции. Однако, по мнению социолога Кори Ли Ренна, который является профессором Монмутского университета, данная форма еды не так безобидна, как может показаться на первый взгляд.
Человеческое превосходство
Профессор Ренн также является защитником прав животных и веганом, поэтому практика использования образов диких зверей при изготовлении продуктов лежит в плоскости его прямых интересов. В частности, его заинтересовало применение компанией Nabisco изображения с цирковыми животными за решеткой для упаковки печенья своей марки. После негативной реакции на такое представление зверей детям производитель сменил дизайн упаковки, начав использовать образ щенков с матерью. Несмотря на это изменение, Ренн считает, что таким образом компания продемонстрировала пример превосходства человека над животными.
Антивеганский посыл
Другие примеры использования образов животных в детских товарах также не добавляют оптимизма в позиции ученого. Это касается и выпечки в виде фигурок с животными, которые дети увлеченно съедают по частям. Как считает Ренн, и продукты питания, и обычные игрушки в такой стилизации намеренно продумываются с целью дополнительного привлечения внимания детей. У юных потребителей изначально есть интерес к диким зверям, и его как раз пытаются эксплуатировать производители различных товаров.
При этом вместе с маркетинговой составляющей крупные компании культивируют и видовое доминирование. Сам по себе ритуал откусывания головы у оленя, изготовленного из растительной продукции, может рассматриваться как против веганский. В таком жесте нет необходимости и смысла даже с позиции человека как хищника, но он совершается, тем самым утверждая потребителя как настроенного враждебно к животным. Получается, что ребенок сначала знакомится и проникается симпатией к зверю, но потом хладнокровно имитирует акт его поедания.
Как быть с печеньем в форме людей?
Коллега Кори Ли Ренна, другой профессор социологии Мэтью Коул, считает, что негативные последствия практики применения образов животных в еде особенно подчеркиваются пряничными рождественскими фигурками в виде людей. Дело в том, что фигурки с людьми полностью обезличены и являют собой некий абстрактный и обобщенный образ. Но если воплотить таким способом более уточненный портрет человека наподобие ребенка, женщины, представителя определенной расы и т. д., то, по мнению Коула, от лица общественности последовала бы резко отрицательная реакция. Но именно так дело обстоит с подборками образов животных. Они должны быть максимально разнообразными, чтобы вызывать у детей больше интереса.
От друзей к объектам потребления
Общая практика изготовления товаров, стилизованных под животных, носит разные формы. Специалисты также упоминают целые серии игрушек в виде зверей, которые имитируют участие в процессах фермерской деятельности, причем не всегда благоприятных именно для самих животных.
В то же время психологи отмечают, что игрушки изначально являются средством для ознакомления детей с окружающим миром. И тематика диких зверей является одной из самых увлекательных в глазах ребенка. Другое дело, что переход в плоскость потребления выводит животных из разряда друзей маленького человека в статус потенциального товара. На риски формирования такого восприятия и указывает профессор Ренн, основываясь на результатах проведенных исследований.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?