Со времен открытия Антарктиды экспедицией Беллинсгаузена и Лазарева в 1820 году люди пытаются постичь тайны ледового континента. Активное изучение шестого материка началось в середине прошлого века, когда начали строить антарктические полярные станции в Антарктиде. В настоящее время здесь ведутся исследования на 89 сезонных и постоянных станциях.
О работе на российской полярной станции рассказал исследователь Захар Акулов.
Полярная станция "Восток"
Построена в 1957 году в глубине материка, выхода к морю, в отличие от других российских станций, не имеет. На отметке более 3000 м над уровнем моря нехватка кислорода и сухой промороженный воздух сказываются на человеческом организме примерно так же, как в горах на отметках свыше пяти километров. Работать здесь очень тяжело физически.
Костюм полярника
В континентальной части материка температура зимой опускается ниже 70 0С, поэтому экипировка у полярника соответствующая.
Сначала термобелье, или хлопчатобумажное нижнее, если на улице "тепло", т. е. выше минус 50. Далее флисовый костюм. Балаклава полярника. Меховая шапка и меховой шарф. Затем куртка с капюшоном.
Открытой остается только узенькая глазная цель между шапкой и шарфом. В противном случае замерзнет слизистая оболочка носа и глаз.
Линзы помогают защитить глаза, но пар от дыхания замерзает на них, и через 5-10 минут полярник почти ничего не видит. Но когда солнце высоко, линзы необходимы.
Зимний ансамбль легкий и невероятно теплый. В нем можно спать улице.
Из обуви все предпочитают валенки: они теплые, прочные, не скользят, в условиях сухого антарктического климата почти не намокают. Но быстро изнашивается подошва. Снег здесь совершенно не такой, как в России. Даже только что выпавший, он очень колючий и быстро превращается в лед. Поэтому валенки здесь подшивают или делают на них съемные шлепанцы из валенок большего размера.
Кроме валенок, в комплект спецодежды полярника входят и сапоги. В них можно ездить на зимнюю рыбалку в России, или работать в Сибири на месторождениях нефти и газа. А в Антарктиде это "летняя" обувь, когда температура поднимается выше -25 0С. Потому что при -30 ноги начинают мерзнуть, при - 40 сапоги скользят, как коньки, а при -60 отваливается подошва.
Добыча питьевой воды
Когда заканчивается вода, полярники пополняют ее запасы. Электрической пилой выпиливаются блоки плотного снега. Потом их переносят в склад станции. Обычно этим занимаются 4 человека, работая 2-3 часа в день. Дольше нельзя, высок риск получить пневмонию.
Далее снег плавят в специальной машине. На месяц персоналу станции требуется около 7,5 кубометров питьевой воды. Это не считая потребность в воде для гигиены. Добыча воды – это самая трудоемкая работа на станции.
Полярники всю зимовку пьют практически дистиллированную воду. Поэтому за время зимовки все испытывают недостаток минералов, организм пытается его восполнить, вымывая их из костей. И все постоянно испытывают жажду.
Техника
На "Востоке" три внедорожника "Харьковчанка-II". Они рассчитаны на трех человек. Здесь есть шкафы, ящики, газовая плита, автономный дизельный генератор и относительно удобная ванная комната.
Из нового оборудования бульдозер и снегоход. У них мощные широкие гусеницы, они хорошо передвигаются по снегу в суровых зимних условиях.
Есть интернет, но именно на "Востоке" он по неизвестной причине очень медленный.
Здания станции
Россияне за много веков накопили опыт строительства сооружений в условиях Заполярья. И в Антарктике строят здания в соответствии с принципом разумной достаточности. Сэндвич-панели закреплены на стальном каркасе, это дешево и эффективно. В здании есть гостиные, радиозал, кухня, продовольственные склады и лаборатории. Отдельно построен склад топлива.
В планах модернизация станции.
Часовые пояса
На Южном полюсе сходятся все меридианы, поэтому теоретически там должны присутствовать все часовые пояса. Но на практике все зависит от страны и местоположения станции. Станция "Восток" находится в часовом поясе UTC + 06:00.
Фотооборудование
При -75 0C фотокамера Canon EOS 600D работает не более 40 минут. Примерно столько же выдерживает и человек. При -30 0C проблем с фотосъемкой нет.
Камеру надо включать в станции, на морозе она не включается. Бесполезно открывать штатив - металл сжимается в холоде, и зажимы его не удерживают. Минут через 10 штативная головка замерзает, и камера вращается вместе со штативом.
При фотосъемке надо задерживать дыхание, потому что выдыхаемый воздух сразу же замораживает оптику. Часто приходится снимать перчатки, настраивая режим, потому что кнопки не реагируют на прикосновения рук в перчатках.
Адаптация
Период адаптации после прибытия на полярную станцию необходим. Все вновь прибывшие страдают от гипоксии. Багаж вновь прибывших разгружают и относят в станцию старожилы. Новички с синими губами – признак кислородного голодания – вяло бредут в модуль и падают на кровати. Несколько дней потребуется, чтобы организм приспособился к новым условиям.
Захар Акулов рассказал, как он в первый день пребывания в Антарктиде попытался помочь старожилам разгружать контейнер. После физического усилия он старался восстановит дыхание. Оно было учащенным, перед глазами все расплывалось, чувствовалось жжение в легких. В таком состоянии его увидел руководитель экспедиции и немедленно повез на станцию. По пути объяснил, что если бы температура воздуха была бы на десяток градусов ниже, существовал риск сжечь бронхи и легкие.
Заработная плата
Несмотря на сверхтяжелые условия труда, сумасшедших денег полярникам не платят. Сотрудники офисов в столицах получают больше, равно как и работники газоперерабатывающей и нефтяной промышленности.
Как устроиться на работу в Антарктике?
Можно попытаться устроиться в научно-исследовательский институт Арктики и Антарктики, разработать программу и получить грант. Только после этого можно стать членом Российской антарктической экспедиции.
Там же, на сайте института, можно отслеживать открытые вакансии, например, врача, системного администратора и специалиста по спутниковой связи.
Эта работа предназначена только для мужчин. Считается, что суровые условия Антарктиды не для хрупкого женского организма.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?