К казачеству как к явлению отношение у всех разное, но одинаково сложное. Для одних казак – это грабитель, для других – страж порядка. Как нередко бывало в истории других крупных сообществ, запорожские казаки переживали разные периоды.
Тюркский термин «казак» предполагает наличие свободы. Да и многие другие слова позаимствованы у тюркских народов (кош, атаман, караул, станица, майдан и так далее). Тесно общаясь, в том числе в бою, заимствовали запорожцы не только термины, ценности, оружие и другие вещи, но частично и культурные традиции.
Запорожские казаки изначально отделяли себя от всех народов, включая и русский. В наше время настоящие потомственные казаки также считают себя отдельной народностью.
Общая информация
В современном обществе остро стоит проблема - какова должна быть система демократического управления? Настоящая ли она в данном обществе или является псевдодемократией. Всеми объективными исследователями отмечается существование своеобразного, но подлинно демократического начала в управлении Запорожской Сечи. Выборность атамана от «шалашного» до «сечевого», принятие важнейших решений сообща («кругом», сечевым советом и так далее), возможность свободно высказываться, выражая одобрение (неодобрение) методом акламации – проявлением неформальных реакций (шум, свист, рукоплескания, восторг, недовольство и тому подобные действия и жесты). При этом наличествует как гражданская самодисциплина, так и жесточайшая военная (во время походов).
Происхождение этноса «запорожские казаки» - тема дискуссионная. Все сходятся во мнении, что будущие казаки, ища для себя привольную жизнь, являются выходцами (пассионариями) из:
- Кочевых народов Золотой Орды.
- Центральной России.
- Вечевой республики вятских ушкуйников.
- Крестьян окраины.
Скорее, наличествует влияние всех этих факторов. Важнее то, что получилось после активных процессов по смешению, выбору основ стиля жизни и действий. А на выходе на днепровских порогах сформировалось очень своеобразное, но жизнеспособное протогосударство.
Несмотря на то, что при самом зарождении запорожского казачества в нем имелись представители разных религий, утвердилась одна – православие. Правда, оно было очень своеобразным, так сказать, облегченного толка. Посты не соблюдались не только во время походов (что естественно), но и между ними. Для доказательства исповедуемой веры при принятии в казачество достаточно было правильно перекреститься. При этом запорожские казаки (история их происхождения будет описана далее) делали богатые вклады в монастыри, в том числе и в Святой Афон (при паломничестве туда).
Начало
В XIV-XV веках упоминание о казаках имеется только в документах Крымского ханства.
Запорожская Сечь формировалась в своем первоначальном виде на протяжении столетия, а то и двух (в XIV-XVI веках). Тема о казацких лагерях на реке Днепр за порогами затрагивается впервые в отчете о путешествии по королевству Польскому и Великому княжеству Литовскому от 1489 г., а уже в первой трети XVI века ведется речь о Запорожской Сечи, как об организованной силе, совершающей не набеги, а военные походы.
В отличие от реестрового казачества, запорожцы полякам никогда не служили. Свидетельства о едином флаге с Михаилом Архангелом на красном фоне стали появляться только в XVII веке. До этого у каждого подразделения было собственное знамя.
Уже в XVII веке территорию Запорожья частой сеткой покрывали различного размера поселения казаков и посполитых крестьян. Особо выделялись военные курени, но всю эту массу людей надо было кормить, одевать, вооружать, обучать, лечить. Конечно, запорожское сообщество или протогосударство финансировалось и жило за счет притока военной добычи, но хлеба и мяса много не привезешь. Оружие и лодки надо было чинить, а людей лечить. Поэтому здесь работали кузни, рудники и пекарни, колосились хлеба и паслись стада.
В XVIII веке территория низового запорожского казацкого войска была внушительных размеров – больше нынешних Англии и Голландии. Но с окончательным завоеванием русским государством Дикого поля и Крыма надобность в охране этой территории отпала. Кроме того, для рациональной по своему характеру Екатерины II вся эта неупорядоченная сечевая вольница выглядела экзотично, непредсказуемо и опасно. Отметим, что многие запорожские казаки поддержали «чудом спасшегося» императора Петра III (Емельяна Пугачева). По высочайшему указу императрицы от 1775 г. Запорожская Сечь упраздняется. Трехвековая история протогосударства с центром на острове Хортица закончилась.
Гетман
Титул гетмана запорожских казаков сперва носил только главнокомандующий реестровым казачеством, состоявшим на службе у короля Польского, а также полновластный владелец соответствующей территории, прозванной «Гетманщина». Постепенно термин прижился, им стали пользоваться начальники низового запорожского казачества, никогда не служившие польской короне.
Все гетманы старались усилить и укрепить свою власть и влияние, тем самым только укрепляя институт гетманства. Особых успехов в этом добился гетман Богдан Хмельницкий.
Он стал полновластным правителем левобережной Украины не только в военное, но и в мирное время. Он реально был всеми «етвями власти и имел влияние даже на дела церковные.
Гетманскими отличиями (клейнодами) являлись булава и печать, а также бунчук, знамя и литавры.
Запорожские казаки пишут султану. Марш казаков
Это отдельная тема для разговоров. Существует предание, что султан (глава турок-османов Мехмед IV) прислал запорожским казакам письмо с требованиями подчинения и не нападения на его подданных. В ответ вольнолюбивые, храбрые и гордые казаки написали ответное письмо, в котором изложили свои взгляды лично на султана и на его требования. Художественное изображение "Запорожские казаки пишут письмо султану" представлено ниже.
Исторически именно таких писем не было. Но это не подделка, а творческое воспроизведение возможного диалога турецких властей и запорожцев. Враги врагами, а общаться как-то надо было. Вполне возможно, что такого рода письма султану запорожские казаки отправляли забавы ради, на отдыхе между опасными и частыми походами. Но писали они правду о том, что будут биться за свою землю до последней капли крови и последнего глотка воздуха.
Также на отдыхе они под хорошую выпивку пели песни. Лихие и стремительные про смертельные схватки, тягучие про жизнь, любовные. Несомненно, был у них и свой марш запорожских казаков. Об этом есть некоторые упоминания в документах. Современная версия марша запорожских казаков уже в советское время написана слепым бандуристом Адамцевичем и позднее оранжирована с учетом реальной запорожской сечевой песни об атаманах Дорошенко и Сагайдачном. Музыка действительно затрагивает самые потаенные душевные струны, поэтому она неоднократно запрещалась в СССР.
Внешность
Какой может быть запорожский казак без усов и чуба? Однако были и такие, так как это знак зрелости. Носить его имел право только взрослый казак. Вопреки распространенному мнению о том, что ежедневной одеждой запорожского казака были жупан, шальвары и чоботы из сафьяна, запорожцы одевались не только скромно, сколько подчеркнуто бедно. Нередки были случаи, когда казаки, освежевав и очистив коз, заворачивались в них, надев на ноги опорки из свиной кожи. В походах практически все носили удобные кожаные куртки.
На праздники можно было и принарядиться, одевшись в полученную в счет своей доли из добычи одежду - в расшитые и богато выглядевшие рубаху, кафтан, шаровары, жупан, мягкие сапожки и высокие смушковые шапки. Особый шик придавали запорожским казакам карманные часы, которые к середине XVIII века были практически у каждого.
Лагерь казаков
Немного расскажем про лагерь запорожских казаков на острове Хортица. В самом начале на острове Хортица – центре Запорожской Сечи, кроме знаменитого дуба и нескольких больших шалашей ничего не было. Казаки на зиму находили себе кров, где кто и как мог. Но уже в XVI веке земляные валы с башнями и пушками огораживали жилые и хозяйственные постройки, а также площадь, где собирался совет (сходка). Женщин сюда не пускали, да и вообще в военных поселениях их не было, оттого все казаки - мастера и еду приготовить и одежду починить. Это являлось одним из первых условий для принятия в ряды казаков – не жениться. Еще надо было перекреститься, а также атаману или «кругу» подчиниться. Умение владеть оружием подразумевалось.
В управляющем сечью коше состояло 38 куреней, которыми руководили куренные атаманы. Все воины на Хортице разместиться, конечно, не могли и мели свои места дислокации. Глава коша избирался на год и во время походов обладал огромными полномочиями. Но если его не выбирали на новый срок, то он возвращался в свой курень и служил простым казаком. Они за свою службу освобождались от многих обязанностей, которые несли посполитые крестьяне. Посполитые - это женатые люди, которые работали на земле или в мастерских. Они всем обеспечивали Сечь и платили налоги, как в денежной форме, так и натуральные. Они, естественно, были свободными. Их дети могли стать казаками, как и сами казаки становились посполитыми, если женились.
Особым ореолом таинственности на Хортице были окружены «характерники» или «заморочники», лечившие и обучавшие казаков навыкам особого боя. Атаман Серко был из их числа. Поговаривали, что он может нагонять непогоду и заговаривать пули.
Дисциплина (особенно во время походов) у запорожцев была жесточайшая. Того, кто напивался во время боевого похода, казнили или просто выбрасывали за борт. Убийц хоронили живьем вместе с убитым им казаком или посполитым. Активных должников приковывали к пушке. За воровство избивали и вполне могли забить до смерти. Нашедший что-либо привязывал это на высокий столб на три дня. Только потом он имел право забрать себе.
Военные походы и война на воде
Кроме отдельных вылазок, разведывательных рейдов, грабежей поселений и караванов, защиты от встречных действий крымчан, османов, поляков, да и просто разбойных людей, запорожские казаки минимум один раз в год по осени совершали большой военный поход. Не менее пяти тысяч казаков с тремя сотнями пушек на почти сотне лодок спускались в устье реки, растворяясь в ночи и камышах, проходили заградотряды турок и крымчан, состоявшие из десятка военных судов и такого же количества временных сухопутных оборонительных сооружений, и выходили в мелководные лиманы, где их «чайки» проплывали, а турецкие корабли нет. Через день-два они выходили к берегам Турции и либо просто грабили прибрежные поселения, одновременно уничтожая небольшие турецкие отряды и силы самообороны, либо брали штурмом города, а один раз даже разграбили предместье столицы. На их стороне были внезапность, натиск, отчаянная храбрость и мгновенный уход к своим берегам. Сами не сдавались в плен и пленных не брали.
В морских и речных атаках на военные и торговые суда постоянно применяли хитрые маневры и засады. Для этого, используя особенности своих низких лодок, положение солнца и состояние погоды, подкрадывались незаметно, практически всегда заставая врага врасплох. А лодки у запорожцев были уникальные – беспалубные, но с двойным дном и связками камыша принайтованного по обоим бортам. Они, как в будущем подводные лодки, имели балласт-песок и проседали практически до поверхности реки или моря (если стоял штиль), что давало дополнительные шансы подкрасться к кораблю незаметно. А когда надобность в маскировке отпадала, то песок высыпался, и лодка всплывала. Это качество – незаметное появление сразу у корабельного борта, породило легенды о наличии у запорожских казаков подводных лодок. Это, конечно, выдумка. И нужных материалов с технологиями не существовало, да и тихоходны подводные суда, а надводные «чайки» казаков быстроходны и маневренны.
Эмиграция
Запорожские казаки, не захотевшие подчиниться императорскому указу и переселиться на Кубань, чтобы стать кубанским казачеством, обосновались в Задунайской Сечи (устье реки Дунай), на территории своих исконных врагов – турок-османов. Более 50 лет влачила свое жалкое существование эта Сечь, не похожая даже на тень великой Запорожской Сечи. В конце первой трети XIX века почти все казаки вернулись в Россию, где из них создали Азовское казачье войско. Но и здесь тоже что-то не получилось - через 30 лет в 1860 г. это войско расформировали, а желающие отправились на Кубань и пополнили кубанское казачество.
Запорожские казаки добирались и до Северной Америки. Однажды они спасли из турецкого плена некоего Джона Смита. Погостив у запорожцев он, захватив некоторых из них, через Англию направился на североамериканский континент, где основал одно из первых поселений.
Во время заграничного похода Александра I в 1814 г. тысяча добровольцев основала в Гамбурге войско «Казаков Эльбы». Эта традиция продолжилась после ухода казаков из России вместе с белыми армиями Деникина и Врангеля. В Европе они идейно боролись друг с другом, пока часть из них не замарала себя сотрудничеством с нацисткой Германией. В Новом свете и Австралии казаки создавали общеказачьи станицы и прославились джигитовкой и хоровым пением.
Что далее
Расскажем о современной истории запорожских казаков. В России после распада СССР возникли некоторые политические и территориальные проблемы. Приднестровье и Абхазия стали настоящим боевым крещением возродившегося казачества, а Крым и Новороссия - ее продолжением. В этот период встали проблемы активного роста, стремительного повышения роли казачества и встраивания его в активную политическую жизнь.
Потомственные казаки, конечно, рады повышению внимания к ним со стороны общества и государства, но не приемлют новоявленных псевдоказаков, разряженных в, якобы, казачью форму и пытающихся что-то вещать от их имени.
Казаки – это народ, а не сословие или субкультура. Его основное призвание - служить Отечеству. Однако в Запорожье на острове Хортица возрождены быт и основные традиции казачества. Разумеется, существует все это на правах исторической заповедной зоны и музея. Здесь имеется школа "Спас", куда принимают мальчиков школьного возраста. Их обучают истории, боевым искусствам, умению работать с лошадьми. Это место возрождения национальной культуры весьма популярно у горожан.
Заключение
Преемниками Запорожской Сечи стало донское казачество. В чем же схожи и чем отличаются запорожские и донские казаки? Донское казачество было, так сказать, украинизировано. Выходцы с Украины хоть и разговаривали на русском языке (правда, с сильной примесью суржика), но пели исключительно на украинском. Особенно это касалось западных станиц и первоначального периода формирования Войска Донского.
Казаки появлялись везде, где требовалась вооруженная охрана российских рубежей, работающая не вахтовым методом, а оседлая. Так возникло Кубанское, Терское, Уральское и Сибирское казачьи сообщества.
Восхищаясь казаками, Наполеон Бонапарт как-то высказался в том плане, что с казачьей армией он смог бы завоевать весь мир.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?